Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 15

В свете современной российской модернизации и построения гражданского общества в России, приоритеты гражданского образования и воспитания определили инновационные подходы в методике преподавания гуманитарных наук.

Для формирования гражданственности используется весь свойственный социогуманитарным дисциплинам арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка рефератов, персонификация проявлений гражданственности.

Актуальным становится деятельностный компонент учебного процесса. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций – экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п. В такую деятельность вовлекают учащихся и игровые формы занятий (ролевые игры и т.д.).

В настоящее время в структуре базового школьного гуманитарного образования значительно усилилась роль регионоведческих курсов. Региональный компонент может включать как обязательные базовые дисциплины, так и курсы по выбору, факультативы.

В настоящее время идет поиск и разработка учебно-методических комплектов регионоведческой литературы, включающие в себя различные учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, справочники, атласы, научно-популярную литературу, наглядные средства обучения.

Между тем, новое содержание гуманитарного образования требует новой методики, поворота к таким формам и методам, которые стимулируют творческую самостоятельность и познавательную активность учащихся, профессиональному переходу к «диалогическим» технологиям. Сохранение традиций «воспроизводящей» методики губит новый курс. Отсюда – острая необходимость разъяснения новых форм, методов, приемов обучения: широкое использование Интернета; повышение эффективности использования и внедрение новых компьютерных методов работы с источниками и литературой, постоянное обогащение исторической, социологической, политической, экономической, культурной и другой информации на основе новой технологической обработки данных и современных методов анализа текстов; создание гуманитарных баз данных; разработка и внедрение новых типов компьютеризированных учебных пособий; широкое использование методов дистанционного обучения; создание системы компьютерной связи между школами, университетами и академическими институтами. Хотя перечисленные дидактические приёмы и начали применяться в некоторых школах, однако многое зависит от желания учителя овладеть современной методикой и навыками работы с новым оборудованием.

В свете модернизации образования, готовность учителей к преподаванию современного обществоведческого курса можно рассматривать в четырех аспектах: научная подготовка; методическая подготовка; знание новогокурса, его особенностей; интерес к преподаванию обществоведения.

Преобладающая часть педагогического корпуса – это учителя, научный багаж которых формировался в советских вузах. Для многих набор обществоведческих курсов – область неизведанного. Выходом в сегодняшней сложной ситуации в научной подготовке учительских кадров, как нам видится, могло бы стать создание факультетов обществоведения или социологических факультетов педвузов, где бы осуществлялась подготовка учителей-обществоведов со второй специальностью «история». Это не снимает проблемы подготовки на исторических факультетах учителей-историков со второй специальностью «обществоведение».

До введения обновленного предмета в 12-летней школе необходима переподготовка всех учителей, которые будут его преподавать. С этой целью, нам представляется необходимым разработка плана проведения целевых курсов с использованием возможностей институтов повышения квалификации, педвузов, университетов. Важно коллегиально обсудить и сформулировать единую программу этих курсов, предусмотрев в ней чтение лекций по возрастной и педагогической психологии, методике использования активных форм и методов обучения.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 

Полезная информация:

Аудиовизуальная культура и пути ее формирования
Аудиовизуальная культура - область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука - кино, телевидение, видео, системы мультимедиа. Семиотически аудиовизуальные тексты представляют собой знаковые ансамбли, соединяющ ...

Формирование мотивации на отдельных этапах урока
Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь психологическую полную структуру – от понимания, и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки. I. Этап вызывания исходной мотивации. На началь ...

Методика обследования состояния органов артикуляционного аппарата
Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата Задания: вытянуть губы в трубочку и удержать позу под счёт до 5; сделать «хоботок», удержать позу под счёт до 5; сделать движение нижней челюсти вправо, затем влево; выдвинуть нижнюю челюсть вперёд; положить широкий язык на нижнюю губу и п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru