Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 7

Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

И во-вторых, существенно изменился обязательный минимум содержания. Он обновлен исходя из заново разработанных целей обществоведческого образования, с учетом изменений, имевших место в обществе за истекшие со времени утверждения предыдущего обязательного минимума пять лет, а также процессов, происходящих в современном научном обществознании. В ряде случаев уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Скорректирована логика представления материала (от общего к частному).

Стандарт для основной школы дает возможность воплотить его содержание в учебных материалах, соответствующих возрастным особенностям учащихся раннего и старшего подросткового возраста, их познавательным возможностям, потребностям, важным рубежам социального взросления (расширение дееспособности, получение паспорта, наступление возраста, для которого устанавливается законом уголовная ответственность за ряд правонарушений и т.д.). Соответственно все содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т.п.) могут быть раскрыты как для младших (на элементарном уровне), так и для старших (более глубоко, с учетом их потребностей и возможностей, возрастающей общеобразовательной подготовки) подростков.

В соответствии с Концепцией модернизации образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществоведения экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования в стандарте отразилось в том, что по объему они заметно превышают социологические, политологические и иные компоненты содержания.

Изменения в содержании влияют на учебную нагрузку школьников. Разгрузку курса в целом невозможно было осуществить за счет устаревшего материала, поскольку основное содержание обществоведческого образования, сложившееся в середине 1990-х гг., изначально было ориентировано на требования современной жизни.

Проблема разгрузки курса для основной школы решалась на основе принципа: отобрать те необходимые обществоведческие знания и другие компоненты содержания, которые соответствуют возможностям, потребностям и интересам подросткового возраста. Некоторому сокращению подверглись политологические, социологические, философские и другие вопросы, часть которых перенесена в старшие классы, причем наиболее сложные из них – в профильный курс.

Вместе с тем задача усиления экономической и правовой подготовки потребовала не сокращения, а увеличения соответствующих блоков содержания по сравнению с обязательным минимумом 1998 г.

С учетом удвоения учебного времени на изучение курса в основной школе можно ожидать определенной нормализации учебной нагрузки на подростков 11–15 лет.

В-третьих, в рубрике обязательного минимума, которая называется «Опыт познавательной и практической деятельности», зафиксирован деятелъностный компонент содержания. Здесь указаны те виды деятельности, которые характерны для обществоведческого курса. Включение учащихся в эти виды деятельности в данном курсе становится важным требованием к организации учебного процесса. В стандарте указаны способы деятельности, в процессе которой применяются полученные знания и умения. В названной рубрике выделены те аспекты личного опыта учащихся, которые, с одной стороны, развиваясь в процессе повседневной жизни, переосмысливаются в ходе учебных занятий на основе полученных знаний, а с другой – формируются непосредственно на уроках.

В-четвертых, усилена практическая направленность обществоведческого образования посредством его ориентации на формирование базовых социальных компетентностей. Это нашло отражение в обновленных формулировках целевого блока стандарта, которые ориентируют на применение полученных знаний и умений, а также в новой структуре требований к выпускникам, где указаны практические умения, которыми должны овладеть все учащиеся. Независимо от избранного профиля выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности:

- в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении ее проблем);

- в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

– в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Полезная информация:

Опыт формирования «информационной культуры личности» в библиотеках-медиатеках и образовательных учреждениях
Формирование информационной культуры в России получило развитие, прежде всего, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, осуществляемая в большей мере стихийно, методом проб и ошибок. Оно закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через частны ...

Психологический анализ урока в деятельности педагога
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществ­ляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и уча­щихся. Анализ урока является одним из важных способов осо­зна ...

Технология подготовки уроков
Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя. Можно выделить четыре основные характеристики урока: группа учащихся одного возраста; состав группы постоянный; занятия проводятся по строгому расписанию; программа обучения единая для всех. Общие требования к уроку можно разделить на три груп ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru