Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Образование и воспитание » Анализ специфики усвоения лексической сочетаемости слов дошкольниками с системными нарушениями речи » Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Страница 1

Целью исследования является изучение особенностей овладения лексической сочетаемость слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи.

Задачи исследования:

1. Изучение анамнестических данных;

2. Подбор и описание диагностических методик;,

3. Проведение экспериментального исследования по выбранным методикам исследования;

4. Качественный и количественный анализ данных.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №11" г. Вологда в 2008 году. В нем приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи.

По заключение ПМПК у 10 человек ОНР третьего уровня, из них у 4 детей есть дизартрический компонент.

Описание диагностических методик

Экспериментальное исследование осуществлялось по следующим диагностическим методикам:

Методика №1. "Предикативный словарь"

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: предметные картинки (ручка, нож, ножницы, ложка, карандаш, кисть, топор, пила, молоток, щетка)

Методика исследования:

Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. "Что делают ручкой?" Ответ ребенка (или с помощью логопеда): "Пишут". "Ножом?" . (с продолжающейся интонацией), ребенок: "Режут".

Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень -- не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Методика № 2. "Кто как передвигается"

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: предметные картинки (щука плавает, ласточка летит, кузнечик скачет, змея ползет, лошадка стоит, собака сидит, корова ест, самолет летит).

Инструкция: "Скажи, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка - ., кузнечик - ., змея - ., лошадка - ., собака - ., корова - ., самолет - .".

Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Методика № 3. "Атрибутивный словарь"

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: слова.

Инструкция: "Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина".

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень — отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Результаты выполнения заданий соотносятся, и делается вывод об уровне овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста:

высокий уровень - дети правильно подбирают слова, владеют нормами лексической сочетаемости слов;

средний уровень - при подборе слов отмечаются ошибки, особенно это касается владения атрибутивным словарем; хороший уровень владения предикативным словарем, незначительное количество ошибок;

низкий уровень - отмечается большое количество ошибок при подборе слов.

Результаты исследования детей по описанным выше методикам были следующими.

Методика №1. "Предикативный словарь"

Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 2 и таблице 1.

Таблица 1 Результаты исследования по методике "Предикативный словарь" у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

0

2

8

По данным таблицы 1, большинство дошкольников с системными нарушениями речи (8 детей) выполнило данное задание на низком уровне, 2 ребенка - на среднем уровне, детей с высоким уровнем не выявлено.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Технология применения поощрения и наказания
Возьмем любую педагогическую ситуацию. Будучи определенной совокупностью отношений (между педагогом и учащимися, внутриколлективных отношений, отношений учащихся к организуемой деятельности, к самим себе - их внутренних психических состояний), любая ситуация представляет собой как бы "срез&quo ...

Формирование базовых компетенций в технологии проблемного обучения
Руководитель образовательной программы «Школа 2100» академик А.А. Леонтьев считает креативный принцип обучения самым важным. Главным, но не единственным путём реализации креативного принципа является проблемное обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний. В результате психолого-педаго ...

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании детей пятого года жизни
Использовать сюжетно- ролевой игры и разнообразные игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги – экологи С.Н.Николаева и И.А.Комарова. По их мнению, игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-роле ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru