Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Образование и воспитание » Анализ специфики усвоения лексической сочетаемости слов дошкольниками с системными нарушениями речи » Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Страница 1

Целью исследования является изучение особенностей овладения лексической сочетаемость слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи.

Задачи исследования:

1. Изучение анамнестических данных;

2. Подбор и описание диагностических методик;,

3. Проведение экспериментального исследования по выбранным методикам исследования;

4. Качественный и количественный анализ данных.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №11" г. Вологда в 2008 году. В нем приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи.

По заключение ПМПК у 10 человек ОНР третьего уровня, из них у 4 детей есть дизартрический компонент.

Описание диагностических методик

Экспериментальное исследование осуществлялось по следующим диагностическим методикам:

Методика №1. "Предикативный словарь"

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: предметные картинки (ручка, нож, ножницы, ложка, карандаш, кисть, топор, пила, молоток, щетка)

Методика исследования:

Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. "Что делают ручкой?" Ответ ребенка (или с помощью логопеда): "Пишут". "Ножом?" . (с продолжающейся интонацией), ребенок: "Режут".

Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень -- не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Методика № 2. "Кто как передвигается"

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: предметные картинки (щука плавает, ласточка летит, кузнечик скачет, змея ползет, лошадка стоит, собака сидит, корова ест, самолет летит).

Инструкция: "Скажи, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка - ., кузнечик - ., змея - ., лошадка - ., собака - ., корова - ., самолет - .".

Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Методика № 3. "Атрибутивный словарь"

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: слова.

Инструкция: "Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина".

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень — отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Результаты выполнения заданий соотносятся, и делается вывод об уровне овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста:

высокий уровень - дети правильно подбирают слова, владеют нормами лексической сочетаемости слов;

средний уровень - при подборе слов отмечаются ошибки, особенно это касается владения атрибутивным словарем; хороший уровень владения предикативным словарем, незначительное количество ошибок;

низкий уровень - отмечается большое количество ошибок при подборе слов.

Результаты исследования детей по описанным выше методикам были следующими.

Методика №1. "Предикативный словарь"

Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 2 и таблице 1.

Таблица 1 Результаты исследования по методике "Предикативный словарь" у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

0

2

8

По данным таблицы 1, большинство дошкольников с системными нарушениями речи (8 детей) выполнило данное задание на низком уровне, 2 ребенка - на среднем уровне, детей с высоким уровнем не выявлено.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании
Понятие «воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке и содержит большой диапазон определений, с различных позиций отражающих его сущность. По мнению П.П.Блонского, воспитание есть развитие, имеющее как процесс исходную точку и цель. Цель воспитания заключается в развитии мы ...

Модель «Дидактический анализ»
Поскольку образовательный процесс является целостным, полезно представить его посредством модели. Модель «Дидактический анализ» одна из многих, используемых в педагогике для визуализации образовательного процесса (процесса воспитания и обучения). Как и любая другая модель, Д.А. Модель имеет свои ог ...

Возрастные особенности учебной деятельности школьников 7-9 классов
Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, кото ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru