Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Образование и воспитание » Анализ специфики усвоения лексической сочетаемости слов дошкольниками с системными нарушениями речи » Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Страница 2

При выполнении данного задания у детей с системными нарушениями речи отмечались следующие особенности.

Большинство детей затруднялось в поиске подходящего глагола. Подбирались глаголы близкие по смыслу, однако, не сочетающиеся с данным существительным. Например, пилой не режут, а пилят; ручкой не рисуют, а пишут.

У одного мальчика наблюдались очень агрессивные ответы: ножом зарежут, топором зарежут, молотком стукнут.

Некоторые дети подбирали не глаголы, а существительные или словосочетания. Например, нож - хлеб резать; ложка - посуда, ложка - еда; молоток - гвозди вбивают. Последний ответ был засчитан как неверный, хотя и по смыслу близок к правильному: гвозди забивают молотком. Первый ответ относительно ножа был засчитан как правильный. Остальные существительные не отвечали поставленному детям вопросу.

Большое количество ошибок отмечалось при воспроизведении слова: трудности звукопроизношения и словоизменения слова. Например, вместо стукает - тукает; чистить зубы - зубы чищет, кушать - ести, рисовать -рисовает и т.п.

Часть детей затруднялась при выполнении данного задания, отвечая "не знаю" или "надо".

Таким образом, большинство детей справились с заданием на низком уровне.

Методика №2. "Кто как передвигается"

Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 3 и таблице 2.

Таблица 2 Результаты исследования по методике "Кто как передвигается" у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

0

4

6

Большинство детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (6 детей) справились с заданием на низком уровне, 4 ребенка - на среднем уровне, детей с высоким уровнем не выявлено.

При выполнении второго задания у детей данной категории выявились следующие особенности:

Самыми простыми оказались такие слова, как: ласточка, самолет, лошадка, собака. Однако отмечались и ошибки: звукоподражания (ну-ну, му, гав-гав), существительные (щука - рыба, в реке, ласточка - птица), неточный по смыслу глагол (змея - идет, ходит, корова - скачет, лошадка - прыгает), неправильный выбор грамматической формы слова (корова естит), трудности в звукопроизношении слова.

Большинство детей испытывали значительные затруднения при выполнении данного задания. Во многих случаях дети или отказывались отвечать или повторяли один и тот же глагол относительно разных существительных (скачет лошадка, собака, корова; стоит лошадка, собака, корова).

Таким образом, большинство детей справились с данным заданием на низком уровне.

Методика №3. "Атрибутивный словарь"

Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 4 и таблице 3.

Таблица 3 Результаты исследования по методике "Атрибутивный словарь" у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

0

2

8

Большинство детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (8 детей) справились с заданием на низком уровне, 2 ребенка - на среднем уровне, детей с высоким уровнем не выявлено.

Данное задание оказалось самым сложным из предложенных. Очень много ответов "не знаю", отказов отвечать.

Те дети, которые выполняли данное задание чаще называли цвет предмета. Например, трава - зеленая, небо - голубое, синее, зайчик - белый. Некоторые дети называли другие качественные признаки. Например, зайчик - мягкий, маленький, машина - дорогая, большая, тигр - злой, полосатый.

Часть детей выполняло данное задание по аналогии с предыдущими: вместо признаков, называли действия, не замечая поставленного вопроса: тигр - рычит, зайчик - ушами шевелит, машина - едет.

Наибольшее разнообразие ответов отмечалось при поиске признаков для слова машина: подбирались и признаки (большая, дорогая, синяя), и слова-названия (иномарка, Волга), и действия (едет). Правильными являются только первые три.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Методы организации и проведения констатирующего эксперимента
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Для определения уровня нарушения звукопроизношения было проведено обследование детей старшего дошкольного воз ...

Система дидактических принципов
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, ...

Способы реализации принципов обучения
В педагогической интерпретации правило – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или ино ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru