Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Образование и воспитание » Анализ специфики усвоения лексической сочетаемости слов дошкольниками с системными нарушениями речи » Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Страница 2

При выполнении данного задания у детей с системными нарушениями речи отмечались следующие особенности.

Большинство детей затруднялось в поиске подходящего глагола. Подбирались глаголы близкие по смыслу, однако, не сочетающиеся с данным существительным. Например, пилой не режут, а пилят; ручкой не рисуют, а пишут.

У одного мальчика наблюдались очень агрессивные ответы: ножом зарежут, топором зарежут, молотком стукнут.

Некоторые дети подбирали не глаголы, а существительные или словосочетания. Например, нож - хлеб резать; ложка - посуда, ложка - еда; молоток - гвозди вбивают. Последний ответ был засчитан как неверный, хотя и по смыслу близок к правильному: гвозди забивают молотком. Первый ответ относительно ножа был засчитан как правильный. Остальные существительные не отвечали поставленному детям вопросу.

Большое количество ошибок отмечалось при воспроизведении слова: трудности звукопроизношения и словоизменения слова. Например, вместо стукает - тукает; чистить зубы - зубы чищет, кушать - ести, рисовать -рисовает и т.п.

Часть детей затруднялась при выполнении данного задания, отвечая "не знаю" или "надо".

Таким образом, большинство детей справились с заданием на низком уровне.

Методика №2. "Кто как передвигается"

Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 3 и таблице 2.

Таблица 2 Результаты исследования по методике "Кто как передвигается" у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

0

4

6

Большинство детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (6 детей) справились с заданием на низком уровне, 4 ребенка - на среднем уровне, детей с высоким уровнем не выявлено.

При выполнении второго задания у детей данной категории выявились следующие особенности:

Самыми простыми оказались такие слова, как: ласточка, самолет, лошадка, собака. Однако отмечались и ошибки: звукоподражания (ну-ну, му, гав-гав), существительные (щука - рыба, в реке, ласточка - птица), неточный по смыслу глагол (змея - идет, ходит, корова - скачет, лошадка - прыгает), неправильный выбор грамматической формы слова (корова естит), трудности в звукопроизношении слова.

Большинство детей испытывали значительные затруднения при выполнении данного задания. Во многих случаях дети или отказывались отвечать или повторяли один и тот же глагол относительно разных существительных (скачет лошадка, собака, корова; стоит лошадка, собака, корова).

Таким образом, большинство детей справились с данным заданием на низком уровне.

Методика №3. "Атрибутивный словарь"

Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 4 и таблице 3.

Таблица 3 Результаты исследования по методике "Атрибутивный словарь" у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

0

2

8

Большинство детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (8 детей) справились с заданием на низком уровне, 2 ребенка - на среднем уровне, детей с высоким уровнем не выявлено.

Данное задание оказалось самым сложным из предложенных. Очень много ответов "не знаю", отказов отвечать.

Те дети, которые выполняли данное задание чаще называли цвет предмета. Например, трава - зеленая, небо - голубое, синее, зайчик - белый. Некоторые дети называли другие качественные признаки. Например, зайчик - мягкий, маленький, машина - дорогая, большая, тигр - злой, полосатый.

Часть детей выполняло данное задание по аналогии с предыдущими: вместо признаков, называли действия, не замечая поставленного вопроса: тигр - рычит, зайчик - ушами шевелит, машина - едет.

Наибольшее разнообразие ответов отмечалось при поиске признаков для слова машина: подбирались и признаки (большая, дорогая, синяя), и слова-названия (иномарка, Волга), и действия (едет). Правильными являются только первые три.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Особенности личности современного воспитанника детского дома
Выделив основные особенности жизни в учреждениях интернатного типа, рассмотрим, основные особенности детей, воспитывающихся в таких условиях. По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, как отмечают многие исследователи (Прихожан А.М., Толстых Н.Н, Мухина В.С. и д ...

Разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала по предмету «Технология»
Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческ ...

Общие и специфические аграмматизмы у детей со стёртой дизартрией
В процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы, так называемые окказиональные формы. А. Арушанова указывает что, аграмматизмы в детской речи - естественное явление. Они имеют свою динамику, диалектику возникновения и изживания. Возникают аграмматизмы в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru