Природа и духовное начало народных воспитательных традиций

Образование и воспитание » Истоки народной педагогики » Природа и духовное начало народных воспитательных традиций

Страница 1

Духовность нации – сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия.

Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной структуры. Как писал русский философ П.И.Новгородцев, «не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных истен святой народный дух».

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогике естественностью народного воспитания.

С природой как с решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви.

Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде…

Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.

Все что согласуется с природой, должно рассматривается как благо, что противоречит ее развитию – как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоций, Ушинский, Толстой.

Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в этом её сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания и всей человеческой жизни».

В работе «Этика» П.А.Кропоткин доказал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта природы. Справедливость этой точки зрения не требует особых доказательств. Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека.

В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к многочисленным этносом, так и «малым» народам. Например, суть народной философии эвенков – мир един, человек – это тоже природа.

В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали издавна. Это связано с тем, что Россия была в основном аграрной страной и большая часть ее населения постоянно находилась в прямом контакте с природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные ресурсы, постоянно ощущался их дефицит из-за колоссальной диспропорции в плотности населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла перед населением выбора. Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенное положение педагогической культуры в целом и материальной и духовной жизни народа. Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, как и духовную культуру общества, служит мостом между ними.

Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как достижение педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность масс состояния воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальная педагогическую культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного прогресса совершено закономерно поэтому, что именно демократический строй создает наиболее благоприятные условия для расцвета педагогической культуры народа. Творческая инициатива и активность масс, поддерживая обществом, распространяется и на педагогическую сферу. Серьезнейшим стимулом в расцвете педагогической культуры является повышенное внимание к народным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и в свою очередь, сама обогащалась его. Таким образом, получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Виды орнаментов, характерных для росписи в технике холодного батика
Не смотря на то, что Центральная Ява является одной из главных провинций Индонезии, дизайн батика зависит от региона (на Яве их 29), где он создается. Можно выделить несколько художественных элементов орнамента для повседневного, праздничного и традиционного батика в таких округах, как Джокьякарта, ...

Преимущества использования мультимедийных средств обучения на уроках математики
На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии занимают всё большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, а воздействие на неё в обучении очень важно. Инфо ...

Основные особенности личностно ориентированного урока
Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: · Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; · Создание атмосферы заинтересованности к5аждого ученика в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru