Методические разработки по теме «Природные источники углеводородов»

Образование и воспитание » Методические особенности изучения темы "Природные источники углеводородов" » Методические разработки по теме «Природные источники углеводородов»

Страница 1

Природные источники углеводородов Интегрированный урок по географии и химии

Цели. Обобщить и систематизировать знания, активизировать познавательную деятельность учащихся, показать межпредметную связь химии и географии. Оборудование. Карта «Полезные ископаемые», коллекция горных пород и минералов, плакат «Угольное дерево», раздаточный материал (карточки по определению стран, добывающих нефть).

План урока

Организационный момент (постановка цели урока).

Каменный уголь (учитель географии).

Нефть: происхождение, пути переработки (учитель химии).

Основные месторождения каменного угля и нефти (учитель географии).

Вопросы экологии (учитель химии).

Интересные сведения о природных источниках углеводородов (учителя химии и географии).

Викторина. Заключение.

По ходу урока проводится фронтальная работа с классом.

Ход урока

Организационный момент

Учитель химии. В начале урока я прочитаю вам четверостишие М.В.Ломоносова, которое стало эпиграфом урока:

«В земное недро ты, химия, Проникни взора остротой, И, что содержит в нем Россия, Драги сокровища открой».

Много богатств находится в недрах России. Двум из них посвящен урок. Это нефть и каменный уголь, с которыми вы познакомились на уроках природоведения, продолжили изучение на уроках химии и географии. Основная цель урока – обобщить ранее изученный материал, акцентировать ваше внимание на наиболее интересных фактах.

Каменный уголь

Учитель географии (показывает карточки и задает вопросы).

1. Какой из природных источников углеводородов получил название «солнечный камень»?

(Каменный уголь. Различают бурый и каменный угли, антрацит.)

2. Какие полезные ископаемые скрываются за следующими словами:

а) коричневый уголь (торф);

б) зеленый уголь (сланцы);

в) черное золото (нефть)?

Ученые-геологи называют полезные ископаемые органического происхождения каустобиолитами.

Особое место среди них в жизни человека занимают уголь и нефть. Каково происхождение каменного угля? Чистый углерод в природе встречается редко, главным образом в виде минералов – алмаза и графита, а также в пластах каменного угля. Огромные запасы каменного угля в земной коре созданы жизнедеятельностью растений, которые в процессе фотосинтеза накапливают углерод. Если растение после гибели разлагается без доступа воздуха (под водой, под землей), то часть углерода превращается в газообразные соединения. Оставшийся углерод накапливается в свободном твердом состоянии и образует пласты ископаемого угля, покрытые толщами глины и песка. В зависимости от природных условий образуются различные виды угля (демонстрация и пояснения).

Каменный уголь – плотный минерал черного цвета, то матовый, то блестящий. Содержание углерода – 82%. Температура возгорания более 300 °С. Бурый уголь – плотное, твердое вещество бурого цвета, в нем можно различить волокна древесины, из которой он произошел. Содержание углерода – 70%. Температура возгорания до 70 °С.

Антрацит – очень плотный минерал черного цвета, блестящий. Содержание углерода – 95%. Температура возгорания – 500 °С.

Торф не имеет плотной структуры, содержание углерода – 58%. Его происхождение доказал еще Ломоносов: «Торф, когда сгорит, оставляет пепел и дает из него поташ, как и другие растения. Он, конечно, не из минерального царства. Химические опыты показывают перегонкой из чистого торфа те же произведения, как происходят из растений». Интересно описан процесс образования каменного угля в недрах земли в стихотворении Веры Инбер:

«В лугах и громах над остывшей

землей

Потопом свергались дожди. И первые корни, петля за петлей, Сосали набухшие груди бугров И влагой питали хвощи. И день, не разбитый еще на часы, Был медлен, как ящера выдох и вдох, То потный от палеозойской росы Шуршал и шипел, продираясь

сквозь мох,

Коленчато-перистый куст. Был воздух моложе на тысячи лет, И ночью от материков до небес Такая была тишина, Что как бы гудел

ослепительный свет,

Который на каменноугольный лес Лила медовая луна. Покамест ссыхалась земная кора Горбатыми складками гор и долин И перемещались моря, Леса уходили в земные нутра, И смолы, под страшным давленьем

глубин,

Сжимались в куски янтаря. Леса, уходя, залегли глубоко, И, перерождаясь в подземном

тепле,

Они в непроглядной тиши Твердели под медленным прессом

веков,

И каменный уголь рождался в земле, Для будущих наших машин».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Особенности психо-речевого развития детей-воспитанников дома ребенка
Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети первых трех лет жизни, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей. Главная задача, стоящая перед коллективом этого учреждения обеспечить своевременное физическое и психическое развитие детей, подготовить их к жизни в обще ...

Содержание, условия и этапы развития речи с помощью театрально-игровой деятельности
Изучив проблему развития речи дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью исследования – выявить уровень влияния использования театрально-игровой деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного ...

Мониторинг воспитательного потенциала семьи
Актуальность проблемы, обозначенной в названии статьи, обусловлена существенным возрастанием в современном российском обществе интереса к проведению грамотной, стратегически выстроенной социальной политики в области формирования системы воспитания. В настоящее время задача поддержки семьи выдвинута ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru