Основные принципы и методы коррекционной работы

Страница 1

Корекционно – образовательная работа строилась на основе программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа).

При работе над коррекцией речи мы опирались на следующие принципы: системности, комплексности, последовательности, принцип развития, рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы. Необходимо рассмотреть их подробнее.

1. Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

2. Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка. В этом заключается принцип комплексности.

3. Порядок исправления произношения (если у ребенка сложное нарушение) должен отвечать дидактическому принципу последовательного перехода от более легкого к более трудному звуку.

4. В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важно учитывать общие и специфические закономерности развития аномальных детей. Принцип развития также предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

5. Принцип подхода к речевым нарушениям с позиций связи речи с другими сторонами психического развития заключается в том, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопеду необходимо воздействовать на те отклонения психического развития, которые мешают нормальному функционированию речевой деятельности.

6. Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

В дошкольном возрасте основной ведущей деятельностью является игра, использование которой в работе над звукопроизношением позволяет решить несколько задач:

- пробудить в ребенке желание самому участвовать в коррекционном процессе;

- увеличить объем коррекционного воздействия путем включения игр в режимные моменты;

Повысить познавательную активность и работоспособность ребенка;

- активизировать познавательные процессы: внимание, память и другие;

- плавно регулировать поведенческие трудности ребенка;

- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

7. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

8. Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы
Эпизодические внеклассные занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, - проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.). Если в школе существует клуб любителей русского языка, ...

Принцип рекапитуляции Гренвилла Стэнли Холла
Гренвилл Стэнли Холл родился в феврале 1844 г. в небольшом городке Ашфидд, штат Массачусетс, в семье небогатых, но просвещенных и религиозных фермеров. Родители хотели, чтобы Холл связал свою жизнь с религией. В 1863 г., когда Холлу исполнилось 19 лет, он поступил в колледж Уильямса, решившись не б ...

Один из крупнейших представителей французского Просвещения
«Ни одно имя XVIII века не было окружено таким ореолом славы, как имя Руссо. Он был самым знаменитым писателем Франции, Европы, мира. Все, что сходило с его пера, немедленно издавалось и переиздавалось, переводилось на все основные языки», - писал известный отечественный историк A.З. Манфред. Руссо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru