Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Образование и воспитание » Анализ специфики усвоения лексической сочетаемости слов дошкольниками с системными нарушениями речи » Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Страница 3

Таким образом, большинство детей справились с данным заданием на низком уровне.

Результаты исследования особенностей овладения лексической сочетаемостью слов у дошкольников с системными нарушениями речи по всем методикам представлены в приложении 5 и таблице 4.

Таблица 4 Результаты исследования особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

0

2

8

По данным таблицы 4, у большинства детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи (8 детей) отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов, у 2 детей - средний уровень, высокого уровня не выявлено у данной категории детей.

Качественный анализ данных показал, что дети испытывают значительные затруднения при поиске подходящего слова. Особенно ярко это проявляется при подборе прилагательных. Отмечаются следующие ошибки: неточные по смыслу слова, выбирают другие части речи, неточности выбора грамматической формы, трудности воспроизведения слова.

Таким образом, в исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Экспериментально исследование осуществлялось по следующим диагностическим методикам: "Предикативный словарь", "Кто как передвигается", "Атрибутивный словарь".

Количественный анализ данных показал, что у большинства дошкольников с системными нарушениями речи отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов. Качественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что дети испытывают значительные затруднения при поиске подходящего слова. Особенно ярко это проявляется при подборе прилагательных. Отмечаются следующие ошибки: неточные по смыслу слова, выбирают другие части речи, неточности выбора грамматической формы, трудности воспроизведения слова.

В первой главе нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и сделаны следующие выводы:

При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Лексическая сочетаемость - способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами, фразеологической связанностью и т. д.

Усваивая грамматические и лексические значения, дети чувствуют (интуитивно), как отражается в языке внешний по отношению к говорящему мир, а, усваивая способы выразительности речи, дети чувствуют (также интуитивно) как отражается в языке внутренний мир человека, как человек выражает свои чувства, свою оценку действительности.

К системным нарушениям речи относится общее недоразвитие речи. Основными признаками общего недоразвития речи в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

Особенности лексики, как правило, проявляются: в незнании многих слов и оборотов; в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другим словом, имеющим иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.

Во второй главе нами были описаны результаты экспериментального исследования. В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Экспериментально исследование осуществлялось по следующим диагностическим методикам: "Предикативный словарь", "Кто как передвигается", "Атрибутивный словарь".

Количественный анализ данных показал, что у большинства дошкольников с системными нарушениями речи (8 детей) отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов, у 2 детей -средний уровень, детей с высоким уровнем не выявлено.

Качественный анализ данных показал, что дети испытывают значительные затруднения при поиске подходящего слова. Особенно ярко это проявляется при подборе прилагательных. Отмечаются следующие ошибки: неточные по смыслу слова, выбирают другие части речи, неточности выбора грамматической формы, трудности воспроизведения слова.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Задачи адаптивной физической культуры детей с ДЦП и принципы коррекционной работы
Задачи адаптивной физической культуры детей с ДЦП можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми ‑ это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные. Вторую группу составляют двигательные коррекцион ...

Многообразие экологического воспитания
Характерно, что природа в деятельности школьников выпускает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащийся преобразует и охраняет ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее зак ...

Деятельность классного руководителя по координации воспитательной работы учителей и родителей
Классному руководителю необходимо поддерживать доброжелательные отношения и деловые связи с учителями, работающими в классе, и родителями и тактично координировать их воспитательную работу. По отношению к учителям эта работа должна включать в себя: ознакомление их с особенностями физического и нерв ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru