Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Образование и воспитание » Анализ специфики усвоения лексической сочетаемости слов дошкольниками с системными нарушениями речи » Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Страница 3

Таким образом, большинство детей справились с данным заданием на низком уровне.

Результаты исследования особенностей овладения лексической сочетаемостью слов у дошкольников с системными нарушениями речи по всем методикам представлены в приложении 5 и таблице 4.

Таблица 4 Результаты исследования особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

0

2

8

По данным таблицы 4, у большинства детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи (8 детей) отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов, у 2 детей - средний уровень, высокого уровня не выявлено у данной категории детей.

Качественный анализ данных показал, что дети испытывают значительные затруднения при поиске подходящего слова. Особенно ярко это проявляется при подборе прилагательных. Отмечаются следующие ошибки: неточные по смыслу слова, выбирают другие части речи, неточности выбора грамматической формы, трудности воспроизведения слова.

Таким образом, в исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Экспериментально исследование осуществлялось по следующим диагностическим методикам: "Предикативный словарь", "Кто как передвигается", "Атрибутивный словарь".

Количественный анализ данных показал, что у большинства дошкольников с системными нарушениями речи отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов. Качественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что дети испытывают значительные затруднения при поиске подходящего слова. Особенно ярко это проявляется при подборе прилагательных. Отмечаются следующие ошибки: неточные по смыслу слова, выбирают другие части речи, неточности выбора грамматической формы, трудности воспроизведения слова.

В первой главе нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и сделаны следующие выводы:

При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Лексическая сочетаемость - способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами, фразеологической связанностью и т. д.

Усваивая грамматические и лексические значения, дети чувствуют (интуитивно), как отражается в языке внешний по отношению к говорящему мир, а, усваивая способы выразительности речи, дети чувствуют (также интуитивно) как отражается в языке внутренний мир человека, как человек выражает свои чувства, свою оценку действительности.

К системным нарушениям речи относится общее недоразвитие речи. Основными признаками общего недоразвития речи в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

Особенности лексики, как правило, проявляются: в незнании многих слов и оборотов; в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другим словом, имеющим иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.

Во второй главе нами были описаны результаты экспериментального исследования. В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Экспериментально исследование осуществлялось по следующим диагностическим методикам: "Предикативный словарь", "Кто как передвигается", "Атрибутивный словарь".

Количественный анализ данных показал, что у большинства дошкольников с системными нарушениями речи (8 детей) отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов, у 2 детей -средний уровень, детей с высоким уровнем не выявлено.

Качественный анализ данных показал, что дети испытывают значительные затруднения при поиске подходящего слова. Особенно ярко это проявляется при подборе прилагательных. Отмечаются следующие ошибки: неточные по смыслу слова, выбирают другие части речи, неточности выбора грамматической формы, трудности воспроизведения слова.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Развитие мышления учащихся на уроках английского языка в 6 классах
Общие принципы развивающего обучения конкретизируются в зависимости от специфики изучаемого учебного предмета, в данном случае иностранного (английского) языка. Исследования, проведенные В.В.Давыдовым, А.М.Матюшкиным и другими ведущими психологами показали, что не любое обучение может дать желаемый ...

Педагогические технологии в системе дистанционного образования
1.Проблема организации учебного процесса в дистанционной форме чрезвычайно актуальна. Ее актуальность обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, упорным нежеланием подавляющего большинства организаторов обучения в дистанционной форме признать тот факт, что речь должна идти не только об исполь ...

Лексико-семантический аспект русской речи черкесов
Если интерференция на фонетическом уровне в русской речи черкесов проявляется в материальных, физических единицах речи, но не ведёт к искажению смысла, то отклонения от лексико-семантических норм русского литературного языка ведут непосредственно к изменению смысла высказывания. Поскольку слово, ка ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru