Опытно-экспериментальное исследование по организации самоконтроля в начальных классах на уроках математики

Образование и воспитание » Контроль и самоконтроль знаний и умений младшего школьника » Опытно-экспериментальное исследование по организации самоконтроля в начальных классах на уроках математики

Страница 5

По контролю по результату (итоговому) учащиеся уже имели определенные умения; а теперь было введено понятие "итоговый".

Для проведения итогового контроля школьникам были предложены следующие упражнения:

Проверка вычисления другим действием (умножение - делением, деление - умножением).

Контрольные карточки, где записано полное решение задачи.

Оценивание по пунктам плана правильности решения, записанной на доске учащимися; и после того, как запись стала эталоном, сверка с решением, записанным на доске

Контрольные таблицы.

Давались сумма или разность нескольких найденных значений выражений.

Давались найденные значения выражений в порядке возрастания или убывания (совпадающие ответы пишутся один раз).

Пособие – развертки для самоконтроля.

Индивидуальные карточки с самоконтролем.

Взаимоконтроль-помощь учащихся.

Шифровка ответов по таблице для группового контроля

Контроль по результату (итоговый) не ставит перед учащимися задачи осознанного усвоения учебных действий, поэтому в разработанной нами совокупности уроков мы ставим задачу наряду с итоговым видом контроля формировать у младших школьников ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ контроль. Этот вид контроля обращает внимание учащихся на способы осуществления ими деятельности. При выполнении текущего контроля учащимся были предложены следующие упражнения:

1. При решении текстовой задачи:

соотнесение решения с составленным ранее планом решения в виде вопросов;

выбор плана решения в виде выражений;

выбор вопроса задачи, необходимого и достигнутого для данного условия;

решение задачи разными способами;

оценивание истинности и ложности высказываний.

2. При нахождении значений выражений:

опора на знания, запечатанные в памяти учащегося;

опора на планы и алгоритмы решения.

Разработанная нами совокупность уроков имела задачу начать формировать и более сложный вид контроля – прогнозирующий (предварительный). В предварительном контроле анализировали конкретно - практическую задачу, выделяли необходимые знания для решения задачи, составляли план решения.

Данные виды контроля учащихся осуществлялись на уроках математики по темам: "Проверка деления", "Проверка умножения", "Деление двузначных чисел для случаев вида 87 : 29, 66 : 22", "Деление двузначных чисел", "Деление двузначных чисел на двузначные и однозначные числа".

Эти уроки проводились в 3 классе школы-интерната №1 г. Пскова.

В эксперименте участвовало 5 учеников. Эксперимент осуществлялся с личным участием автора.

Для разработки данных уроков мы использовали материалы, полученные в ходе анализа методической литературы (3, 4, 14, 16, 19, 20, 21, 25, 27, 30, 35).

Представим ход формирующего эксперимента в виде конспектов уроков математики

Таким образом, мы охарактеризовали ход формирующего эксперимента, который заключался в апробации специально разработанной совокупности уроков, направленных на формирование навыков самоконтроля на уроках математики.

Целью данного параграфа является выявление эффективности разработанных и апробированных нами уроков. С этой целью мы провели контрольную работу.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Провести анкетирование, которое позволит выявить понимание учащимися необходимости самоконтроля для успешной учебной деятельности (анкета содержит те же вопросы, что и на констатирующем этапе эксперимента) (см. Приложение 2).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Характеристика процессов памяти
Память – сложная психическая деятельность. В её составе можно выделить отдельные процессы: запоминание (закрепление), сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) и узнавание материала. Хотя при сопоставлении процессов памяти бросается в глаза, казалось бы, противопо ...

Методика обучению сюжетному рисованию
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисо ...

Особенности воспитания в северной архангельской семье
Необходимость педагогического руководства понималась всегда. «Не бывало, чтобы стадо ходило без оленевода», говорят на Севере. Большая роль отводилась семье, существуют специальные руководства и рекомендации по воспитанию: наставления, заповеди – запреты, заповеди разрешения и др. Вековой опыт позв ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru