По контролю по результату (итоговому) учащиеся уже имели определенные умения; а теперь было введено понятие "итоговый".
Для проведения итогового контроля школьникам были предложены следующие упражнения:
Проверка вычисления другим действием (умножение - делением, деление - умножением).
Контрольные карточки, где записано полное решение задачи.
Оценивание по пунктам плана правильности решения, записанной на доске учащимися; и после того, как запись стала эталоном, сверка с решением, записанным на доске
Контрольные таблицы.
Давались сумма или разность нескольких найденных значений выражений.
Давались найденные значения выражений в порядке возрастания или убывания (совпадающие ответы пишутся один раз).
Пособие – развертки для самоконтроля.
Индивидуальные карточки с самоконтролем.
Взаимоконтроль-помощь учащихся.
Шифровка ответов по таблице для группового контроля
Контроль по результату (итоговый) не ставит перед учащимися задачи осознанного усвоения учебных действий, поэтому в разработанной нами совокупности уроков мы ставим задачу наряду с итоговым видом контроля формировать у младших школьников ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ контроль. Этот вид контроля обращает внимание учащихся на способы осуществления ими деятельности. При выполнении текущего контроля учащимся были предложены следующие упражнения:
1. При решении текстовой задачи:
соотнесение решения с составленным ранее планом решения в виде вопросов;
выбор плана решения в виде выражений;
выбор вопроса задачи, необходимого и достигнутого для данного условия;
решение задачи разными способами;
оценивание истинности и ложности высказываний.
2. При нахождении значений выражений:
опора на знания, запечатанные в памяти учащегося;
опора на планы и алгоритмы решения.
Разработанная нами совокупность уроков имела задачу начать формировать и более сложный вид контроля – прогнозирующий (предварительный). В предварительном контроле анализировали конкретно - практическую задачу, выделяли необходимые знания для решения задачи, составляли план решения.
Данные виды контроля учащихся осуществлялись на уроках математики по темам: "Проверка деления", "Проверка умножения", "Деление двузначных чисел для случаев вида 87 : 29, 66 : 22", "Деление двузначных чисел", "Деление двузначных чисел на двузначные и однозначные числа".
Эти уроки проводились в 3 классе школы-интерната №1 г. Пскова.
В эксперименте участвовало 5 учеников. Эксперимент осуществлялся с личным участием автора.
Для разработки данных уроков мы использовали материалы, полученные в ходе анализа методической литературы (3, 4, 14, 16, 19, 20, 21, 25, 27, 30, 35).
Представим ход формирующего эксперимента в виде конспектов уроков математики
Таким образом, мы охарактеризовали ход формирующего эксперимента, который заключался в апробации специально разработанной совокупности уроков, направленных на формирование навыков самоконтроля на уроках математики.
Целью данного параграфа является выявление эффективности разработанных и апробированных нами уроков. С этой целью мы провели контрольную работу.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Провести анкетирование, которое позволит выявить понимание учащимися необходимости самоконтроля для успешной учебной деятельности (анкета содержит те же вопросы, что и на констатирующем этапе эксперимента) (см. Приложение 2).
Полезная информация:
Описательно – повествовательная монологическая речь и ее
особенности развития у учащихся начальной школы с ОНР III уровня
В современных исследованиях по проблеме развития связной речи детей специальное внимание уделяется формированию навыков описания предметов, явлений как одно из условий успешного обучения в школе. В лингвистической и методической литературе описание рассматривается как особый функционально – смыслов ...
Нефтепереработка
В 1840 г. губернатор г. Баку направил в санкт-петербургскую Академию наук несколько бочек с нефтью для изучения ее промышленного использования и получил через некоторое время ответ: «Это вонючее вещество пригодно только для смазки колес у телеги». Ответ характеризовал сотрудников академии с не лучш ...
Преподавание современного танца
На сегодняшний день в мире существует три школы джаз-танца: американская, европейская и восточная, отличающиеся разнообразием стилей и направлений. Кэтрин Данхэм – человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Дает понимание афро-американской танцевальной техники. Открыла в Нью-Йорке ...