Проблема работы по формированию навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики потребовала не только теоретического, но и практического изучения. В практическом плане на констатирующем этапе нами была проведена контрольная работа в 3 классе школы-интерната №1 г. Пскова.
Целью контрольной работы является выявление индивидуальных способностей самоконтроля младших школьников.
Контрольная работа состояла из трех заданий. В первом задании была предложена текстовая составная задача и задания к ней:
Сделай анализ задачи (устно).
Составь план решения в виде вопросов.
Выбери план решения из предложенных.
Запиши решение, пояснения, ответ задачи.
Проверь свои действия.
Задача
За 4 часа машинистка напечатала 24 страницы. Сколько страниц она напечатает за 3 часа, если за каждый час она печатает одинаковое количество страниц?
Планы решения:
1) 24 + 3 = 27 |
2) 24 – 4 = 20 |
3) 24 : 4 = 6 |
27 – 6 = 21 |
20 х 3 = 60 |
6 х 3 = 18 |
4) 24 : 3 = 8 |
5) 24 : 3 = 8 |
6) 24 : 4 = 6 |
8 х 4 = 32 |
8 + 6 = 14 |
6 + 3 = 9 |
Во втором задании было предложено шесть выражений на деление двузначных чисел на однозначное и задание: найди значения выражений и проверь:
82 : 2 |
72 : 2 |
84 : 7 |
78 : 6 |
80 : 4 |
93 : 3 |
В третьем задании предлагалось найти значения выражений на умножение двузначных чисел на однозначные и аналогичное задание
28 х 3 |
4 х 17 |
16 х 5 |
19 х 4 |
2 х 38 |
31 х 2 |
Контрольная работа на констатирующем этапе проводилась в 3 классе школы-интерната №1 г. Пскова, в эксперименте участвовало пять учеников.
Кроме контрольной работы учащимся была предложена анкета с целью выявления понимания учащимися необходимости самоконтроля для успешной учебной деятельности. Анкета, предложенная учащимся, содержится в Приложении 3.
Анализ анкеты выявил, что все учащиеся бывают неуверенными в правильности выполненной учебной задачи.
Школьники не всегда проверяют свои работы, при проверке они заново воспроизводят все действия, что мало эффективно. При проверке выражений чаще всего пользуются лишь итоговым контролем (проверяют другим действием). Большинство младших школьников не осознают значимость проверки, не понимают ее сущность.
Контрольная работа была проанализирована.
Полезная информация:
Особенности учебной деятельности
Учебная деятельность направлена на освоение других видов человеческой деятельности – практической, познавательной, ценностно-ориентировочной, эстетической и др., а также на овладение самой учебной деятельностью ("учись учиться"). Тот факт, что учебная деятельность направлена на овладение ...
Языковые признаки и особенности публицистического стиля
Лексические признаки 1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных пов ...
Проведение экспериментальной работы по формированию
количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр
Целью констатирующего эксперимента, по исследуемой проблеме, явилось выявление исходного уровня сформированности количественных представлений у детей средней группы и условий, созданных в ДОУ по формированию количественных представлений. Базой опытно-экспериментальной работы выступило Муниципальное ...