– выделение компонента содержания образования (профильные курсы), непосредственно направленного на подготовку школьников к поступлению и обучению в колледже и вузе;
– ориентацию предлагаемых профилей обучения в старших классах на направления подготовки специалистов в системе профессионального образования.
К числу требований, опосредованно реализуемых БУП, можно отнести:
– прежде всего введение в школьное образование новых компонентов (элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность), сама суть которых определяет необходимость использования новых для школы организационных форм (лекции, семинары, учебные проекты и т.д.) и способов учебной деятельности во многом характерных для вузовского образования;
– сокращение объемов и разгрузку содержания базовых (непрофильных) учебных предметов, что позволяет школьникам сосредоточить основное внимание на изучении предметов, составляющих основу выбранного ими направления последующего профессионального образования;
– соотнесение профильных (углубленных) курсов в каждом профиле обучения с набором ЕГЭ для поступления в вуз определенной специализации.
Так, предусмотренное в БУП–2004 увеличение времени на изучение математики и литературы, введение изучения русского языка на старшей ступени школы – важные шаги в развитии преемственности школьного и вузовского образования. Это обусловлено по крайней мере двумя факторами. Во-первых, это усилит подготовку выпускников школы по тем предметам, экзамен по которым является обязательным фактически во всех вузах. А это в практическом плане является немаловажным фактором преемственности школьного и высшего образования. Во-вторых, математика и русский язык правомерно считаются предметами, в которых приоритетно формируются общеинтеллектуальные, общеучебные умения и навыки, роль которых как одной из важнейших составных частей учебных достижений школьников постоянно возрастает.
В-третьих, из инвариантной части буп старшей ступени исключена образовательная область "технология". это обусловлено тем, что в условиях специализации образования на старшей ступени единого содержания обучения технологии быть не может (это, в частности, убедительно показал и опыт работы над стандартами по технологии для старших классов).
Таблица 7 Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | ||||
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ |
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | |||
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения () | |||
Базовый уровень | ||||
Русский язык |
70 ( 1 / 1 ) | |||
Литература |
210 ( 3 / 3 ) | |||
Иностранный язык |
210 ( 3 / 3 ) | |||
Математика |
280 ( 4 / 4 ) | |||
История |
140 ( 2 / 2 ) | |||
Обществознание (включая экономику и право) |
140 ( 2 / 2 ) | |||
Естествознание |
210 ( 3 / 3 ) | |||
Физическая культура |
140 ( 2 / 2 ) | |||
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ |
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях | |||
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения (*) | |||
Базовый уровень |
Профильный уровень | |||
Русский язык |
– |
210 ( 3 / 3 ) | ||
Литература |
– |
350 ( 5 / 5 ) | ||
Иностранный язык |
– |
420 ( 6 / 6 ) | ||
Математика |
– |
420 ( 6 / 6 ) | ||
История |
– |
280 ( 4 / 4 ) | ||
Физическая культура |
– |
280 ( 4 / 4 ) | ||
Обществознание (**) |
70 ( 1 / 1 ) |
210 ( 3 / 3 ) | ||
Экономика |
35 ( 0,5 / 0,5 ) |
140 ( 2 / 2 ) | ||
Право |
35 ( 0,5 / 0,5 ) |
140 ( 2 / 2 ) | ||
География |
70 ( 1 / 1 ) |
210 ( 3 / 3 ) | ||
Физика |
140 ( 2 / 2 ) |
350 ( 5 / 5 ) | ||
Химия |
70 ( 1 / 1 ) |
210 ( 3 / 3 ) | ||
Биология |
70 ( 1 / 1 ) |
210 ( 3 / 3 ) | ||
Информатика и ИКТ |
70 ( 1 / 1 ) |
280 ( 4 / 4 ) | ||
Искусство (МХК) |
70 ( 1 / 1 ) |
210 ( 3 / 3 ) | ||
Технология |
70 ( 1 / 1 ) |
280 ( 4 / 4 ) | ||
ОБЖ |
35 ( 1 / – ) |
140 ( 2 / 2 ) | ||
ВСЕГО: |
не более 2100 ( не более 30 / не более 30 ) | |||
Региональный (национально-региональный) компонент | ||||
ВСЕГО: |
140 ( 2 / 2 ) | |||
компонент образовательного учреждения | ||||
ВСЕГО: |
не менее 280 ( не менее 4 / не менее 4 ) | |||
ИТОГО: |
до 2520 ( 36 / 36 ) | |||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе: |
2520 ( 36 / 36 ) | |||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе: |
2450 ( 35 / 35 ) |
Полезная информация:
Закономерности и принципы процесса воспитания
Процесс воспитания диалектичен. Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности. Непрерывность процесса воспитания проявляется в его постоянном развитии в соответствии с требованиями общества. В последнее время появились современные воспитательны ...
Кризисы детской одаренности
Многие авторы отмечают неравномерную динамику развития детской одаренности (2,5). Феномен "исчезновения", "затухания" одаренности давно интересует практиков - психологов и педагогов. Что же делать, чтобы детская одаренность не исчезала? А если она должна исчезнуть, то стоит ли т ...
Научно обоснованная методика физического воспитания оздоровительной
направленности школьниц 10-11 классов
В результате педагогического эксперимента определилась четкая концепция применения физических упражнений оздоровительной направленности, являющаяся основой улучшения здоровья и удовлетворения потребностей в физическом совершенствовании девушек 10-11 классов. Учитывались анатомо-физиологические особ ...