Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Страница 7

В настоящее время действуют два федеральных базисных учебных плана (далее БУП), установленных:

1. приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации "Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации" Минобразования России от 09.02.1998 № 322;

2. приказом Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" от 09.03.2004 г. № 1312.

Кроме того, в отдельных школах РФ действуют три различных экспериментальных БУПа, рассмотрение котрых не входит в задачи нашей работы.

БУП от 09.02.1998 г. определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям. БУП 1998 г. устанавливает учебную нагрузку обучающихся в пределах всего разрешенного СанПиН объема и даже превышает этот объем для первых классов.

БУП–2004 устанавливает объем учебного времени отдельно по ступеням общего образования с разбивкой на четверти и прямо предусматривает разделение обучения на базовый и профильный уровни в течение двух лет старшей школы в вариативной части. В соответствии с БУП–2004:

– федеральный компонент составляет не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

– региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%;

– компонент образовательного учреждения – не менее 10%.

БУП–2004 во многом отличается от своих предшественников. Прежде всего подчеркнем различие между Базисным учебным планом и учебным планом конкретного образовательного учреждения. В прежние годы, в условиях единообразия структуры и содержания школьного образования это различие фактически отсутствовало. БУП задавал все параметры школьного образования, касающиеся состава учебных предметов, их распределения по годам обучения, учебного времени, отводимого на изучение каждого из них, для всех школ. Учебный план любой школы страны был, таким образом, "слепком", копией БУП.

Сейчас права региональных органов управления образованием, отдельных образовательных учреждений в отношении определения содержания образования существенно расширились. Закон РФ об образовании [63] разграничил полномочия и ответственность федеральной и региональных властей в области образования, установил федеральный, региональный (национально-региональный) и школьный (компонент образовательного учреждения) компоненты содержания образования. Это изменило назначение, а главное, функции Базисного учебного плана в системе школьного образования. Особенно ярко изменение функций проявилось в БУП старшего звена школы, где уровень дифференциации содержания образования (в связи с введением профильного обучения) значительно выше, чем в других звеньях школы.

БУП (в его нынешнем понимании) уже не может стать реальным учебным планом конкретной школы. Оставаясь нормативным документом, он приобретает тем не менее во многом "виртуальный" характер. Его назначение теперь не в том, чтобы, "тиражируясь", стать учебным планом каждой школы, а в том, чтобы задать определенные "реперные точки", нормативы и отразить принципы формирования учебного плана конкретного образовательного учреждения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Полезная информация:

Модель обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, опыта преподавания стереометрии в школе нами разработана модель обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе. Модель решает следующие задачи: 1. Усиление практической ориентации и прикладной направленности процесса о ...

Оценка условий социальной среды учреждения инернатного типа, влияющих на развитие у детей готовности к переходу в среднюю школу
Оценка условий социальной среды проводилась по факторам среды, способствующим формированию (созреванию) психологической готовности к переходу в среднее звено обучения, выделенным нами во второй главе настоящей работы. Наличие или отсутствие выделенных нами факторов в социальной сфере можно проверит ...

Народные традиции в воспитании детей
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы об ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru