Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Страница 7

В настоящее время действуют два федеральных базисных учебных плана (далее БУП), установленных:

1. приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации "Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации" Минобразования России от 09.02.1998 № 322;

2. приказом Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" от 09.03.2004 г. № 1312.

Кроме того, в отдельных школах РФ действуют три различных экспериментальных БУПа, рассмотрение котрых не входит в задачи нашей работы.

БУП от 09.02.1998 г. определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям. БУП 1998 г. устанавливает учебную нагрузку обучающихся в пределах всего разрешенного СанПиН объема и даже превышает этот объем для первых классов.

БУП–2004 устанавливает объем учебного времени отдельно по ступеням общего образования с разбивкой на четверти и прямо предусматривает разделение обучения на базовый и профильный уровни в течение двух лет старшей школы в вариативной части. В соответствии с БУП–2004:

– федеральный компонент составляет не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

– региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%;

– компонент образовательного учреждения – не менее 10%.

БУП–2004 во многом отличается от своих предшественников. Прежде всего подчеркнем различие между Базисным учебным планом и учебным планом конкретного образовательного учреждения. В прежние годы, в условиях единообразия структуры и содержания школьного образования это различие фактически отсутствовало. БУП задавал все параметры школьного образования, касающиеся состава учебных предметов, их распределения по годам обучения, учебного времени, отводимого на изучение каждого из них, для всех школ. Учебный план любой школы страны был, таким образом, "слепком", копией БУП.

Сейчас права региональных органов управления образованием, отдельных образовательных учреждений в отношении определения содержания образования существенно расширились. Закон РФ об образовании [63] разграничил полномочия и ответственность федеральной и региональных властей в области образования, установил федеральный, региональный (национально-региональный) и школьный (компонент образовательного учреждения) компоненты содержания образования. Это изменило назначение, а главное, функции Базисного учебного плана в системе школьного образования. Особенно ярко изменение функций проявилось в БУП старшего звена школы, где уровень дифференциации содержания образования (в связи с введением профильного обучения) значительно выше, чем в других звеньях школы.

БУП (в его нынешнем понимании) уже не может стать реальным учебным планом конкретной школы. Оставаясь нормативным документом, он приобретает тем не менее во многом "виртуальный" характер. Его назначение теперь не в том, чтобы, "тиражируясь", стать учебным планом каждой школы, а в том, чтобы задать определенные "реперные точки", нормативы и отразить принципы формирования учебного плана конкретного образовательного учреждения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Полезная информация:

Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Целью данного этапа исследования является определение эффективности предлагаемых нами методически разработанных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи. Для чего была проведена серия диагностических тестов по методике И.Ф. Павалаки «Исследование ...

Особенности ведения документации педагога-психолога
Документация педагога-психолога должна: — основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ (Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нужда ...

Использование различных видов игр в условиях семьи с целью укрепления здоровья детей
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В процессе игры развиваются духовные и физиче ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru