Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Страница 6

Базисный учебный план профильного обучения

Предлагаемый в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" механизм профилизации содержания образования построен на идее двухуровневого (базового и профильного) стандарта для старшей ступени школы. В частности, в концепции указано, что "… каждый общеобразовательный предмет может быть представлен в учебном плане конкретной школы (класса) или выбран для изучения отдельным школьником либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая при этом необходимость обеспечения федерального компонента школьного образования, а также нормативов учебного времени, установленных СанПиНами, каждая школа, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план" . Предполагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Таким образом, важнейшим средством практической реализации дифференциации содержания обучения является Базисный учебный план (БУП) школы и введение профильного обучения во многом изменит традиционные подходы к его формированию. Документ этот настолько важен и настолько многое определяет в жизни школы, содержании обучения, организации учебного процесса, что изменение принципов его построения заслуживает специального обсуждения, что и будет сделано в настоящем параграфе.

Теория содержания образования до последнего времени оставалась в значительной мере фрагментарной, разрозненной, как бы растворенной в других разделах педагогики. Это в полной мере относится и к вопросам построения учебного плана школы. Можно назвать лишь несколько работ, в той или иной мере касающихся этой проблемы. Непосредственно же учебным планам школы были посвящены лишь немногочисленные историко-педагогические исследования (М.О. Веселова, М.П. Кашина) в которых делались попытки выделить некоторые тенденции в развитии учебных планов отечественной школы.

Если охарактеризовать состояние этой области педагогики, то можно сказать, что до недавнего времени существующие концепции содержания образования в полной мере не отвечали на вопрос, какие учебные дисциплины должны быть включены в учебный план того или иного образовательного учреждения. Поэтому они и не могли эффективно служить практике, не имели необходимой объясняющей и прогностической силы.

В 1990-е гг. теория содержания образования и учебных планов получила развитие в трудах академика РАО В.С. Леднева. Ему удалось обосновать принципы определения предметной структуры содержания образования для разных его отраслей и типов образовательных учреждений. Иначе говоря, дидактика в настоящее время располагает концептуальной основой, позволяющей определить инвариантное ядро общего образования и перечень учебных предметов, составляющих это ядро. Однако, определив подходы к составу инвариантной и вариативной частей содержания образования, В.С. Леднев не смог дать обоснование распределения учебного времени для изучения тех или иных учебных дисциплин. А это не менее важный аспект формирования учебного плана любого образовательного учреждения, вызывающий всегда, пожалуй, даже более острые дискуссии, чем состав учебных предметов. Сложность этого вопроса понятна – ведь здесь вступают в действие целый комплекс весьма разнородных факторов: СанПиНы, необходимость реализации межпредметных связей, нагрузка учителя и т.д. В результате всего этого единственным пока путем решения вопроса является использование экспертного способа принятия решений на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Возрастные особенности памяти
Несомненно, что в процессе развития и роста человека память проходит сложный путь развития. Особый интерес представляет развитие этой функции в младенчестве и раннем детском возрасте, когда ребёнок должен запомнить огромное количество событий и впечатлений. Самые ранние проявления памяти выступают ...

Принцип связи теории с практикой
Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиес ...

Формы организации и условия проведения дидактической игры
Организовать и провести дидактическую игру – задача довольно сложная для педагога. Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры: 1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр. 2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru