Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Страница 8

Рассмотрим основные дидактические характеристики БУП–2004.

Во-первых, в основу предлагаемого варианта БУП положены разработанные проекты стандартов общего среднего (полного) образования. Это во многом определило и общее содержание БУП, и время, отводимое в нем на изучение отдельных учебных дисциплин на базовом и профильном уровнях. При этом четко проводится линия: в федеральном компоненте (инвариантной части) базисного плана представлен только минимум содержания образования, зафиксированный в стандарте, а не все содержание образования по предмету, отраженное в программах. Это определяет, что объем учебного времени, отводимого в федеральном компоненте базисного учебного плана на образовательные области и учебные предметы, в большинстве случаев меньше, чем в учебных планах школы прежних лет. Время на изучение учебного материала, не входящего в предусмотренный стандартом обязательный минимум содержания образования, может быть при необходимости восполнено за счет школьного компонента БУП. Это положение имеет особое значение для учебного плана старшего звена школы, где объем школьного компонента значительно больше, чем на других ступенях школьного образования. Реализация указанных позиций в содержании БУП соответствует требованиям об оптимизации и разгрузке учебного материала, подлежащего обязательному изучению в инвариантной части образования.

Во-вторых, рассматриваемый проект БУП сохраняет преемственность с действующим учебным планом школы и вместе с тем отражает новые требования к школьному образованию. При этом его составители исходили из принципа эволюционного изменения структуры и содержания образования в школе, включения в него педагогически обоснованных и уже оправдавших себя на практике (отечественной или зарубежной школы) инноваций.

В-третьих, осуществление ПО потребовало уменьшения доли инвариантного компонента содержания образования на старшей ступени по сравнению с основной школой. Соответственно, возрастает объем вариативного (школьного компонента), за счет которого реализуется профильная дифференциация содержания образования.

В-четвёртых, в условиях введения профильного обучения БУП старшей ступени играет роль одного из важных средств осуществления профильного обучения и обеспечения преемственности общего среднего и высшего образования.

Рассмотрим более подробно требования к базисному учебному плану с точки зрения обеспечения преемственности школьного (профильного) и профессионального образования. В общем виде эти требования можно подразделить на те, которые непосредственно обеспечиваются БУП, и те, для реализации которых определенная структура и содержание БУП открывают только большие возможности, создают лучшие условия, т.е. влияние БУП носит здесь опосредованный характер.

К числу первых следует отнести:

– гибкость, вариативность учебного плана, обеспечивающие возможность для адаптации структуры и содержания образования на старшей ступени школы к потребностям профессионального образования;

– переход на старшей ступени к многокомпонентной структуре БУП, дифференциация содержания образования на три типа курсов (базовые, профильные, элективные), имеющих разные функции в образовательном процессе, что, в частности, приблизит структуру школьного учебного плана к вузовскому;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Полезная информация:

Из история развития семейных отношений в российской семьи
Современный тип семьи развивался и слагался при самых неблагополучных исторических условиях. Чтобы узнать специфику нашей современной семьи, нужно рассмотреть наиболее значимые моменты развития русской семьи. Ведь, как говорится, без прошлого нет будущего. В древности отец семейства был полным влас ...

Анализ и оценка результатов использования театрально-игровой деятельности в развитии речи детей
Заключительный этап исследования – контрольный. Цель контрольного этапа – получения данных, подтверждающих или опровергающих нашу гипотезу, выявление влияния использования театральных игр и театрализованных постановок на общий уровень развития речи у детей в контрольной группе по сравнению уровнем ...

Основные формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива
Формы работы социального педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происхо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru