Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Страница 10

Работа по направлению "Профессиональная ориентация школьников" была нацелена на создание условий для развития личности обучающегося, учета его интересов, склонностей, способностей в соответствии с профессиональными интересами и намерениями продолжения образования, включая: создание возможностей для социально-профессионального самоопределения в условиях образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); усиление диагностической и развивающей консультационной составляющей образовательного процесса для оказания психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в самоопределении; развитие способностей и компетенций, необходимых для принятия решения о продолжении образования.

Содержание работы по данному направлению включало в себя на региональном уровне:

– выработку стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за профориентационную и кадровую молодежную политику с целью согласования и координации их деятельности;

– проведение региональной общественной и профессиональной экспертизы нормативного и научно-методического обеспечения профориентационной деятельности учреждений образования с учетом социально-демографической ситуации, кадрового запроса;

– разработку региональных программ подготовки кадров профориентологов для реализации стратегии и тактики профориентационной и кадровой политики в регионе.

На муниципальном уровне:

– анализ источников и факторов формирования запроса на профориентационную работу;

– моделирование ресурсного обеспечения педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников;

– разработку содержания и механизмов взаимодействия школ с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

На школьном уровне:

– преподавание профориентационных курсов в ходе и профильного обучения;

– создание значимых для решения профориентационных задач механизмов социального партнерства, в том числе через организацию инициативных групп и "советов" учащихся, родителей, педагогов, выпускников школ и т.д.

В результате работы по данному направлению были созданы и апробированы дидактические и методические средства педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях ПО.

Третий этап федерального эксперимента (2005/06 учебный год) стал логическим продолжением предыдущего с учётом ряда корректив, внесённых по результатам первого и второго этапов. Так, если первоначально четыре основные модели организации ПО (открытие различных профильных классов внутри одной многопрофильной школы; открытие различных однопрофильных школ старшей ступени, в том числе в виде отдельных школ III ступени; реализация на старшей ступени индивидуальных учебных планов; сетевое ПО, в том числе с элементами дистантного обучения), то с 2005 г. акцент эксперимента делается на III и четвёртой моделях, в основу которых положена идея индивидуализации обучения. Эксперимент наглядно показал, что первые две модели являются, хотя и более простыми и традиционными (в силу чего их поначалу выбрало большинство школ, переходящих на ПО, особенно в регионах, имеющих традиции работы спецшкол), но многократно усиливают риск сведения профильного обучения к "псевдопрофильному" (подготовка к поступлению в вуз, углублённое обучение). В то же время третья модель является непростой по своей организации, но наиболее перспективной; в ней выбор обучающегося становится значительно более дифференцированным (выбирается не профиль, и не один раз, а неоднократно происходит выбор конкретных предметов и курсов). Четвёртая модель значительно расширяет возможности получения детьми профильного обучения; практика показала, что она особенно актуальна для небольших городов и сельских районов.

Накопленный в результате эксперимента опыт организации ПО на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, школьном) и во всех аспектах (БУП, ИУП, сетевое сотрудничество, "портфолио", нормативно-правовые и экономические аспекты и т.д.) подробно и разносторонне представлен в последующих главах настоящей диссертации.

Трёхлетний эксперимент по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования сыграл серьёзную роль в развитии российской общеобразовательной школы. Его значимость заключается в следующем.

1. Подтверждены педагогическая и социальная эффективность основных идей, заложенных в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", и их соответствие генеральным векторам развития российского общего образования, обозначенным в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.".

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Полезная информация:

Содержание работы социального педагога в учреждениях начального профессионального образования
Основные должностные обязанности социального педагога в учреждении НПО очерчены широким кругом проблем. Социальный педагог организует воспитательную работу группе, общежитии, на курсе, потоке, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к ок ...

Использование элементов модульной технологии и рейтинговой оценки знаний при дифференциации в обучении математике
В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными спос ...

«Критическое мышление» и его характеристики
Анализ зарубежных, а также отечественных исследований показал, что не существует единого определения критического мышления. С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с чем-то негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, конфликт, диск ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru