Содержание внеклассной работы по русскому языку

Одним из центральных вопросов организации вне­классной работы по русскому языку является опре­деление ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, из­учаемого по программе.

Наряду с этим на внеклассных занятиях можно рассматривать и такие вопросы, которые непосред­ственно не связаны с программой по русскому языку, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического кругозора.

Таким образом, содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов: 1)вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и способствующие привитию практи­ческих навыков русской речи; 2) вопросы, не связан­ные с учебным материалом, предусмотренные про­граммой, способствующие расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный ма­териал для речевой тренировки на русском языке.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского язы­ка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках, но в целях пробуждения у уча­щихся интереса к ним формулируются они несколько иначе, например: «Сколько слов в русском языке?» (беседа о словарном богатстве русского языка, ко­торую можно проводить в III или в IV классе), «В мире слов», «В музее слов» (беседы о происхождении слов), «Как рождаются новые слова?», «Кладовые слов» (беседы о словарях), «Можно ли сломать язык?» (бе­седа об артикуляции русских звуков), «Звуковые за­коны» (беседа об орфоэпических нормах русского языка), «Пульс слова» (беседа о словесном ударении), «Молчаливые буквы» (беседа о функциях букв ъ и ь), «Можно ли усвоить правописание всех слов?» (бесе­да об орфографическом словаре), «Как делаются слова?» (беседа о способах словообразования в рус­ском языке), «Кто или что?» (беседа о существительных одушевленных и неодушевленных), «Все растет из корня» (беседа об однокоренных, или родственных, словах) и др. Беседы на перечисленные и подобные темы сопровождаются выполнением упражнений и за­даний, способствующих привитию практических навы­ков употребления рассматриваемого языкового мате­риала в речи.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встре­чаются. Поэтому ученики не только старших, но и младших классов с интересом слушают беседы на темы: «Как люди научились говорить?», «Почему люди говорят на разных языках?», «Русский язык на земном шаре», «Как люди научились писать?», «Язы­ки и народы», «Говорят ли животные?» и др.

Тематика вопросов обеих групп может быть очень разнообразной. В выборе и подаче этого разнообраз­ного материала должно быть чувство меры, дик­туемое возрастными особенностями учащихся. Разу­меется, в начальных классах можно сообщить только те сведения, которые доступны учащимся 6—9-лет­него возраста. Сведения по некоторым темам могут быть даны в несколько приемов, в разных классах.

В та­ком случае каждая последующая информация будет шагом вперед в раскрытии содержания рассматри­ваемого вопроса. Например, беседы из циклов «В мире слов», «В музее слов», «Почему мы так говорим?», «Правильно ли мы говорим?» могут проводиться во всех классах и не один раз в каждом классе, но со­держание этих бесед каждый раз должно быть новым.

Подбор конкретного языкового и речевого мате­риала к каждому очередному внеклассному меро­приятию должен осуществляться на основе принципа практической направленности, т. е. работа с этим материалом должна способствовать привитию нерус­ским учащимся навыков практической русской речи.

Полезная информация:

Организация кружковой работы по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития
Экспериментальное исследование проблемы развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития содержало и развивающий эксперемент (2 этап), заключающий в анализе системы кружковой работы, способствующей развитию творческого воображения у воспитанников. Целью развивающего экспер ...

Обзор методик логопедической работы по развитию грамматического строя речи
Ввиду того, что несформированность грамматического строя речи является одним из факторов возникновения трудностей при овладении письменной речью, было проведено множество исследований и разработаны методы и приемы по его развитию. В общей логопедии проблемы формирования лексико- грамматических кате ...

Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы к школьной деятельности
Детский церебральный паралич достаточно распространенное заболевание. Дети с данным отклонением зачастую не способны самостоятельно передвигаться, а также учиться в школах осваивая общую программу. В данном параграфе мы рассмотрим взгляды ученых на ДЦП, назовем причины возникновения, обозначим симп ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru