Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Страница 13

На третьем этапе (с 2004 г.) исследования в области профильного обучения проводятся с учётом методологических положений, содержащихся в "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования"; появляются работы, целенаправленно посвящённые отдельным, ранее не изученным аспектам современной модели профильного обучения (организация обучения на основе ИУП, использование ИКТ для организации профильного обучения, сетевое взаимодействие), а также работы, содержащие результаты исследования широких социальных эффектов от внедрения профильного обучения.

Выявлены слабо изученные аспекты профильного обучения, прежде всего: взаимодействие профильного обучения и системы НПО, СПО; тьюторское сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения; новые формы оценивания и итоговой аттестации учащихся в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения; формы самостоятельной работы учащихся в системе профильного обучения; специфика управления муниципальной и региональной системой образования в условиях введения профильного обучения.

Выявлены общие социально-экономические факторы массового введения профильного обучения на старшей ступени российской школы: процессы интеграции системы общего образования и профессиональной сферы; включение в социальный образовательный заказ требований обеспечения условий для более осознанного и качественного самоопределения учащихся; феномен "кризиса знаний".

Выявлены три тесно взаимосвязанные группы проблем, связанных с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования. Психолого-педагогические проблемы: риск вырождения профильного обучения в углублённое, отборочное; определение оптимального баланса между общеобразовательными и профориентационными задачами профильного обучения; проблема критериев и механизмов такого распределения по профилям; проблема работы со слабоуспевающими и низкомотивированными учащимися в системе профильного обучения; разработка педагогической технологии профильного обучения на основе компетентностного подхода и др. Организационно-педагогические проблемы: проблема различной педагогической эффективности моделей профильного обучения, предложенных в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования"; отсутствие традиций, опыта и адекватного нормативно-правового обеспечения моделей профильного обучения, отличных от профильного класса; проблема смены профиля учащимся и др. Социально-педагогические проблемы: риск трансформации профильного обучения в подготовку к поступлению в вуз; проблема структурной сбалансированности предлагаемых профилей, их соответствия потребностям профессиональной сферы и системы профессионального образования региона; проблема обеспечения преемственности профилированного полного общего образования и различных уровней профессионального образования; риск уклонения профильного обучения в начальную профессиональную подготовку; риск усиления социальной дифференциации общества вследствие введения профильного обучения.

Рассмотрен отечественный опыт организации профильного обучения. В конце XIX – начале ХХ вв. профильная дифференциация выступает в форме разделения средней школы на классическую и реальную. В конце 1950-х гг. впервые в практике советской школы обозначается идея внешней профильной дифференциации, выступавшей первоначально в форме "школ с углублённым изучением дисциплин"; принятый тип профильной дифференциации – селективный (отборочный), в отличие от элективного (выборочного). В 1960–80-е гг. в различных регионах СССР был реализован ряд моделей школ с углублённым изучением отдельных предметов. Сложившийся к концу 1960-х гг. институт спецшкол (по существу, монопрофильных школ) в СССР позволял готовить детей с повышенными способностями и высоким уровнем знаний по профильной специальности соответствующего вуза (математика, язык) и обеспечивал их поступление именно в этот вуз. Ещё одной, более массовой формой профильной дифференциации в этот период выступали предметные факультативы. Основной задачей факультативов считалась профессиональная ориентация и начальная профессиональная подготовка учащихся, однако на практике наибольшей популярностью пользовались факультативы академической направленности, предполагавшие углублённое изучение тех или иных разделов профильного предмета.

К концу 1980-х гг. в отечественной образовательной практике обострились проблемы, связанные с профильной дифференциацией, в первую очередь – противоречие между законодательно подтверждённым курсом на профильную дифференциацию образования в различных формах (спецшколы, факультативы) и слабым распространением последней в реальной общеобразовательной практике, которое было частично разрешено принятым в 1992 г. законом об образовании.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15

Полезная информация:

Экспериментальное изучение проблемы нарушения грамматического строя речи у детей с III уровнем ОНР у детей
Основные направления коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с III уровнем ОНР. Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогическ ...

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка
При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word-search grid» . Дается сетка 14×14 клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по теме «деньги». Учащимся необходимо ...

Реализация принципа научности
При реализации этого принципа необходимо показывать учащимся то, что окружающий мир познаваем, человеческие знания о нем, проверенные практикой дают объективную верную картину мира. Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа: обучайте на основе нов ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru