Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Страница 7

Рассмотрим особенности экспериментальной работы по каждому из обозначенных направлений.

По направлению "Базисный учебный план" апробировалась новая структура содержания образования на старшей ступени школы, обусловленная введением ПО, появление в школе курсов нового типа (базовых, профильных, элективных), что определило необходимость перехода к базисному учебному плану (БУП), построенному на новых принципах и представленному в нетрадиционной форме. Новый БУП затронул многие стороны организации работы школы: построение учебных планов школы по избранным профилям (примерным или самостоятельно разработанным), разработка индивидуальных учебных планов учащихся, организация непрофильного (универсального) обучения, распределение учащихся одного класса по различным учебным группам, вопросы тарификации штатных учителей и привлекаемых специалистов и др.

РБУП разработан на основе федерального базисного учебного плана и является основой для разработки учебных планов образовательных учреждений;

– в РБУП предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности;

– региональный (национально-региональный) компонент для X-XI классов представлен обязательными учебными предметами "Кубановедение" и "ОБЖ";

– разграничение инвариантной и вариативной составляющих в РБУП представлено следующим соотношением: вариативная составляющая БУП (региональный + школьный компоненты) включает 1120 ч из 2520 ч (44,4%);

– рекомендуются примерные учебные планы для разных профилей обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, при этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило увеличение числа рекомендуемых профилей технологического направления.

По направлению "Индивидуальные учебные планы" проводилась работа, нацеленная на разрешение ряда важных проблем, затрудняющих введение ПО: создание полноценного многопрофильного обучения в сельских малокомплектных школах; обеспечение возможности для учащихся изучения (в том числе углубленного) различных учебных предметов, не входящих в состав того или иного примерного профиля; кооперация усилий школ в условиях дефицита кадровых ресурсов, недостаточной обеспеченности материальной базы, в том числе учебными материалами всех школ (сетевой вариант ИУП).

По направлению "Анализ востребованности профильных и элективных курсов" были определены основные тенденции в востребованности учебных курсов (предметов) на базовом и профильном уровнях; составлялись содержательные комментарии по обоснованию присутствия в реальных учебных планах школ фактических наборов и пропорций базовых и профильных учебных предметов.

Направление "Апробация учебно-методического обеспечения для базового и профильного уровней" было нацелено на решение следующих задач: оптимизация содержания стандарта (как базового, так и профильного уровня), соотношение требований к подготовке выпускников с обязательным минимумом содержания, отражение содержания и требований в примерных программах по всем учебным предметам. Основное содержание и задачи экспериментальной работы по данному направлению состояло в следующем:

– на федеральном уровне: соотнесение содержания примерных учебных программ в части формулировки требований к уровню подготовки выпускников, разработка рекомендаций и спецификации требований (по всем учебным предметам); формулировка предложений по корректировке содержания рекомендаций по использованию действующих учебников, а так же требований стандарта и примерных программ на основе проведенного анализа и опыта преподавания в течение 2004/05 учебного года (по всем учебным предметам);

– на уровне ОУ (с обобщением результатов на местном и региональном уровнях): анализ степени соответствия содержания примерных программ и имеющихся учебников, определение дидактических единиц обязательного минимума и требований к уровню подготовки выпускников, не представленных в действующих учебниках (по всем учебным предметам); оценка эффективности рекомендаций по использованию действующих учебников и подготовка предложений по их корректировке.

Направление "Апробация элективных курсов" предполагало дальнейшее осмысление опыта предыдущего этапа эксперимента по реализации элективных курсов и расширение этого опыта со ступени ППП на ступень ПО. Кроме того, в рамках реализации программ, реализуемых Национальным фондом подготовки кадров (НФПК), в сентябре 2004 г. на апробацию в школы поступило около 60 учебно-методических комплектов для преподавания элективных курсов. Содержание работы по данному направлению включало в себя:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Полезная информация:

Логико-дидактический анализ темы «Подобные треугольники » по учебнику Атанасяна Л.С
Тема подобные треугольники в учебнике Атанасяна Л.С. вводиться в 8 классе и включает в себя четыре параграфа, каждый из которых делиться на пункты. §1. Определение подобных треугольников. §2. Признаки подобия треугольников. §3. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. §4. соотнош ...

Методики работы классного руководителя
Многообразие и сложность обязанностей классного руководителя требует научной разработки и глубокого осмысления методики его работы. Обратимся к ее рассмотрению. Деятельность по изучению учащихся. Изучение учащихся классным руководителем связано с выполнением когнитивно-диагностической функции. Пров ...

Модели введения и распространения профильного обучения
Для данного исследования были выбраны в качестве базовых следующие концептуальные положения, содержащиеся в указанных работах: – управление образованием на любом уровне является системным, многофакторным процессом, требующим учёта как внутренней (в рамках образовательной системы), так и внешней (со ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru