Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Страница 7

Рассмотрим особенности экспериментальной работы по каждому из обозначенных направлений.

По направлению "Базисный учебный план" апробировалась новая структура содержания образования на старшей ступени школы, обусловленная введением ПО, появление в школе курсов нового типа (базовых, профильных, элективных), что определило необходимость перехода к базисному учебному плану (БУП), построенному на новых принципах и представленному в нетрадиционной форме. Новый БУП затронул многие стороны организации работы школы: построение учебных планов школы по избранным профилям (примерным или самостоятельно разработанным), разработка индивидуальных учебных планов учащихся, организация непрофильного (универсального) обучения, распределение учащихся одного класса по различным учебным группам, вопросы тарификации штатных учителей и привлекаемых специалистов и др.

РБУП разработан на основе федерального базисного учебного плана и является основой для разработки учебных планов образовательных учреждений;

– в РБУП предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности;

– региональный (национально-региональный) компонент для X-XI классов представлен обязательными учебными предметами "Кубановедение" и "ОБЖ";

– разграничение инвариантной и вариативной составляющих в РБУП представлено следующим соотношением: вариативная составляющая БУП (региональный + школьный компоненты) включает 1120 ч из 2520 ч (44,4%);

– рекомендуются примерные учебные планы для разных профилей обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, при этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило увеличение числа рекомендуемых профилей технологического направления.

По направлению "Индивидуальные учебные планы" проводилась работа, нацеленная на разрешение ряда важных проблем, затрудняющих введение ПО: создание полноценного многопрофильного обучения в сельских малокомплектных школах; обеспечение возможности для учащихся изучения (в том числе углубленного) различных учебных предметов, не входящих в состав того или иного примерного профиля; кооперация усилий школ в условиях дефицита кадровых ресурсов, недостаточной обеспеченности материальной базы, в том числе учебными материалами всех школ (сетевой вариант ИУП).

По направлению "Анализ востребованности профильных и элективных курсов" были определены основные тенденции в востребованности учебных курсов (предметов) на базовом и профильном уровнях; составлялись содержательные комментарии по обоснованию присутствия в реальных учебных планах школ фактических наборов и пропорций базовых и профильных учебных предметов.

Направление "Апробация учебно-методического обеспечения для базового и профильного уровней" было нацелено на решение следующих задач: оптимизация содержания стандарта (как базового, так и профильного уровня), соотношение требований к подготовке выпускников с обязательным минимумом содержания, отражение содержания и требований в примерных программах по всем учебным предметам. Основное содержание и задачи экспериментальной работы по данному направлению состояло в следующем:

– на федеральном уровне: соотнесение содержания примерных учебных программ в части формулировки требований к уровню подготовки выпускников, разработка рекомендаций и спецификации требований (по всем учебным предметам); формулировка предложений по корректировке содержания рекомендаций по использованию действующих учебников, а так же требований стандарта и примерных программ на основе проведенного анализа и опыта преподавания в течение 2004/05 учебного года (по всем учебным предметам);

– на уровне ОУ (с обобщением результатов на местном и региональном уровнях): анализ степени соответствия содержания примерных программ и имеющихся учебников, определение дидактических единиц обязательного минимума и требований к уровню подготовки выпускников, не представленных в действующих учебниках (по всем учебным предметам); оценка эффективности рекомендаций по использованию действующих учебников и подготовка предложений по их корректировке.

Направление "Апробация элективных курсов" предполагало дальнейшее осмысление опыта предыдущего этапа эксперимента по реализации элективных курсов и расширение этого опыта со ступени ППП на ступень ПО. Кроме того, в рамках реализации программ, реализуемых Национальным фондом подготовки кадров (НФПК), в сентябре 2004 г. на апробацию в школы поступило около 60 учебно-методических комплектов для преподавания элективных курсов. Содержание работы по данному направлению включало в себя:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Полезная информация:

Двигательная характеристика и методика обучения дошкольников спортивным играм
спортивный игра дошкольник двигательный Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках. Занятия спортивными играми и упражнениями прежде всего направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленност ...

Организация театральной деятельности в школе
Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности, представляет, богатейшие возможности для становления личности ребенка. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценно ...

Строение мотивации учения
Для того, чтобы школьник по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были внутренне им приняты и поняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Мотив – это ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru