Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Страница 11

2. Созданы, осмыслены, обобщены и представлены в удобной для распространения форме инновационные прецеденты образовательной практики на разных уровнях (от школьного до федерального). Таким образом, создана надёжная база для введения ППП и ПО в других регионах, муниципальных районах, школах Российской Федерации.

Особо следует подчеркнуть практико-ориентированную форму представления результатов эксперимента: практически по каждому из направлений экспериментальной работы на основе опыта регионов, муниципальных районов, школ создавались методические рекомендации для тех или иных целевых категорий. В их числе: рекомендации издателям учебной литературы для ПО и Федеральному экспертному совету (ФЭС); рекомендации и дидактические материалы по использованию действующих учебников в преподавании отдельных учебных предметов в системе ПО; рекомендации по оптимизации состава элективных курсов и коррекции их содержания; рекомендации по изменению федеральной нормативной базы функционирования общеобразовательных учреждений; рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы ; рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении ПО на старшей ступени общего образования; рекомендации по кадровому обеспечению ПО ; рекомендации по введению и распространению на региональном и муниципальном уровнях различных форм организации ППП и ПО и др.

Таким образом, весь опыт экспериментальных территорий был тщательно собран и обобщён; наиболее эффективные решения были рекомендованы для распространения в других территориях РФ.

3. Получена обратная связь от целевых групп населения, демонстрирующая их поддержку процессам введения ППП и ПО на старшей ступени школы. Новая система обучения приветствуется учащимися, учителями и родителями. Система ППП и ПО органически вписалась в учебно-воспитательный процесс большинства школ, районов и регионов, участвовавших в эксперименте, что подтверждает реалистичность организационно-педагогических механизмов, предложенных для реализации ППП и ПО.

4. Выявлены наиболее серьёзные проблемы, без разрешения которых массовый переход российской школы на ППП и ПО окажется затруднительным. Среди них отметим следующие:

– введение ПО требует изменений в сложившуюся схему итоговой аттестации учащихся. Модель профильного обучения порой вступает в противоречие с существующей моделью ЕГЭ, в которой присутствуют два обязательных экзамена (типичный пример – проблема ЕГЭ по математике для гуманитарных классов);

– необходимо принять ряд изменений в нормативную базу, позволяющих засчитывать и интегрировать (для конкретного школьника) образовательные результаты, достигнутые учащимся в нескольких учебных заведениях при их сетевом взаимодействии;

– ПО в своих наиболее перспективных организационно-педагогических формах (индивидуализация учебных планов школьников и сетевая организация обучения) нуждается в новом экономическом механизме работы школы, основа которого, в частности, определяется новой системой оплаты труда учителей;

– расширение индивидуализированного обучения старшеклассников, становление в каждой школе той или иной конкретной системы профильного обучения требует также обновления механизмов управления школой. Важно расширение общественного участия в определении путей развития профильного обучения для каждой конкретной школы и муниципальной образовательной сети.

5. Впервые в отечественной образовательной практике (исключая "игнатьевскую" реформу школы 1915-1916 гг.) федеральный эксперимент проводился на основе принципов децентрализации, регионализации и вариативности в управлении образованием. Основная роль в разработке конкретных моделей ПО и механизмов его введения отводилась региональному, муниципальному и школьному уровням управления. С учетом этих принципов, а также несовершенства и противоречивости федерального законодательства основной объем деятельности по нормативно-правовому обеспечению введения ПО пришёлся на муниципальные правовые акты и локальные правовые акты нормативного и ненормативного характера общеобразовательных учреждений: постановления местных представительных органов, распоряжения местной администрации и приказы местных исполнительных органов управления, уставы общеобразовательных учреждений и образовательных ассоциаций, локальные акты, принимаемые в учреждениях для организации профильного обучения. В силу этого, по итогам эксперимента, акцент был сделан не столько на предложениях по совершенствованию федеральной нормативной правовой базы, сколько на рекомендациях методического характера для местных органов самоуправления и образовательных учреждений.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Полезная информация:

Виды билингвизма
По мнению Багирокова "для билингва, родной язык – это исторически сложившееся средство общения этнической группы, к которой относит себя индивид, а функционально активный язык (ФАЯ) – это средство повседневного общения, орудие выражения мыслей и чувств, ставшее более необходимым в процессе соц ...

Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении
Дифференцированный подход в воспитании и обучении, один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальны ...

Особенности обучения одарённых детей
Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях - ему уготовано более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru