Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Страница 11

2. Созданы, осмыслены, обобщены и представлены в удобной для распространения форме инновационные прецеденты образовательной практики на разных уровнях (от школьного до федерального). Таким образом, создана надёжная база для введения ППП и ПО в других регионах, муниципальных районах, школах Российской Федерации.

Особо следует подчеркнуть практико-ориентированную форму представления результатов эксперимента: практически по каждому из направлений экспериментальной работы на основе опыта регионов, муниципальных районов, школ создавались методические рекомендации для тех или иных целевых категорий. В их числе: рекомендации издателям учебной литературы для ПО и Федеральному экспертному совету (ФЭС); рекомендации и дидактические материалы по использованию действующих учебников в преподавании отдельных учебных предметов в системе ПО; рекомендации по оптимизации состава элективных курсов и коррекции их содержания; рекомендации по изменению федеральной нормативной базы функционирования общеобразовательных учреждений; рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы ; рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении ПО на старшей ступени общего образования; рекомендации по кадровому обеспечению ПО ; рекомендации по введению и распространению на региональном и муниципальном уровнях различных форм организации ППП и ПО и др.

Таким образом, весь опыт экспериментальных территорий был тщательно собран и обобщён; наиболее эффективные решения были рекомендованы для распространения в других территориях РФ.

3. Получена обратная связь от целевых групп населения, демонстрирующая их поддержку процессам введения ППП и ПО на старшей ступени школы. Новая система обучения приветствуется учащимися, учителями и родителями. Система ППП и ПО органически вписалась в учебно-воспитательный процесс большинства школ, районов и регионов, участвовавших в эксперименте, что подтверждает реалистичность организационно-педагогических механизмов, предложенных для реализации ППП и ПО.

4. Выявлены наиболее серьёзные проблемы, без разрешения которых массовый переход российской школы на ППП и ПО окажется затруднительным. Среди них отметим следующие:

– введение ПО требует изменений в сложившуюся схему итоговой аттестации учащихся. Модель профильного обучения порой вступает в противоречие с существующей моделью ЕГЭ, в которой присутствуют два обязательных экзамена (типичный пример – проблема ЕГЭ по математике для гуманитарных классов);

– необходимо принять ряд изменений в нормативную базу, позволяющих засчитывать и интегрировать (для конкретного школьника) образовательные результаты, достигнутые учащимся в нескольких учебных заведениях при их сетевом взаимодействии;

– ПО в своих наиболее перспективных организационно-педагогических формах (индивидуализация учебных планов школьников и сетевая организация обучения) нуждается в новом экономическом механизме работы школы, основа которого, в частности, определяется новой системой оплаты труда учителей;

– расширение индивидуализированного обучения старшеклассников, становление в каждой школе той или иной конкретной системы профильного обучения требует также обновления механизмов управления школой. Важно расширение общественного участия в определении путей развития профильного обучения для каждой конкретной школы и муниципальной образовательной сети.

5. Впервые в отечественной образовательной практике (исключая "игнатьевскую" реформу школы 1915-1916 гг.) федеральный эксперимент проводился на основе принципов децентрализации, регионализации и вариативности в управлении образованием. Основная роль в разработке конкретных моделей ПО и механизмов его введения отводилась региональному, муниципальному и школьному уровням управления. С учетом этих принципов, а также несовершенства и противоречивости федерального законодательства основной объем деятельности по нормативно-правовому обеспечению введения ПО пришёлся на муниципальные правовые акты и локальные правовые акты нормативного и ненормативного характера общеобразовательных учреждений: постановления местных представительных органов, распоряжения местной администрации и приказы местных исполнительных органов управления, уставы общеобразовательных учреждений и образовательных ассоциаций, локальные акты, принимаемые в учреждениях для организации профильного обучения. В силу этого, по итогам эксперимента, акцент был сделан не столько на предложениях по совершенствованию федеральной нормативной правовой базы, сколько на рекомендациях методического характера для местных органов самоуправления и образовательных учреждений.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Полезная информация:

Экологическое воспитание детей пятого года жизни
Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, ...

Индивидуальная помощь
Характер индивидуальной помощи. Индивидуальная помощь человеку в воспитательной организации становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями возраста. Более или менее успешное решение возрастных задач, из ...

Техники и приемы педагогической поддержки младшим школьникам
Ю.З. Гильбух отмечает, что социальные и психофизиологические причины общего отставания в учении определяются и выделяются учителями гораздо лучше, чем психологические. Именно поэтому в данной работе рассматриваются психологические причины трудностей как менее рассматриваемые в литературе. Учителя, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru