Терапевтический подход к инновациям в образовании

Образование и воспитание » Терапевтический подход к инновациям в образовании

Страница 3

Наш опыт проведения тренингов профессионально-личностного роста для педагогов, семинаров по внедрению инновационных педагогических технологий позволил понять, что когда "порог чувствительности" к новому искусственно завышается, люди начинают упорно, часто агрессивно сопротивляться, отстаивая свою привычную идентичность. Человек выхолащивает мир, сужая его до тех пропорций, внутри которых чувствует себя защищенным (Р. Мэй). А. Маслоу замечал, что уровень чувства безопасности личности трудно изменить. Личностные синдромы сохраняют постоянство при довольно значительных внешних изменениях. Ярким источником сопротивлений служат психологические защиты. Как форма реагирования сознания на угрозу, они направлены на уменьшение тревоги, сохранение целостности образа Я в психотравмирующей ситуации.

В состоянии повышенной тревожности, профессионального (пред)выгорания педагогу невозможно осознать "ценность" и "цену" своего защитного поведения, как, собственно, и распознать типичный для него стиль защиты. Поэтому при переподготовке педагогов (когда не существует их сознательного запроса на "терапевтическую работу", однако она необходима как условие формирования готовности к инновациям) необходимо заботливое отношение к их внутреннему миру, безоценочное принятие и эмпатическое сопереживание эмоционального состояния.

Большинство педагогов хотят (теоретически) узнать что-то новое о себе. Чаще всего они просят провести с ними психологическое тестирование, с удовольствием участвуют в диагностических процедурах. Но их "движение" по направлению к своей внутренней жизни обычно заканчивается получением (по запросу) интерпретации результатов тестовой методики, т.е. формальным знакомством со своим объективированным психологическим содержанием. В дальнейшей работе они стараются удерживать контроль над своими действиями и действиями консультанта (тренера), избегать непосредственного переживания и искреннего выражения потребностей, желаний или эмоций. Чаще всего на семинарах основным запросом со стороны педагогов является требование конкретных рекомендаций ("что делать с тем или иным учеником") по управлению учениками (студентами). Характерной является также склонность к детерминистскому взгляду на жизнь, в том числе на профессиональную деятельность. Это проявляется в избегании ответственности, в попытках найти "виноватых" в собственных трудностях и таким образом подавить в себе рискованные тенденции изменений и оправдать личное неучастие, незатронутость.

Для реализации терапевтического подхода в профессиональном педагогическом образовании на протяжении жизни важна идея Дж. Бюдженталя о том, что терапевт не борется с сопротивлением клиента и не старается его разрушить. Он старается найти конструктивные аспекты сопротивления и подкреплять их, помогая уменьшить калечащие аспекты. Для терапевтического взаимодействия с педагогами в формате учебных программ считаем полезными интервенции, направленные на сопротивление, предложенные Дж. Бюдженталем. Такими последовательными, "помогающими" отказаться от сопротивления шагами являются: отслеживание (привлечение внимания к сопротивлению, подчеркивание частоты его использования, зависимости от него); разъяснение эффектов (каким образом сопротивление заставляет человека в данный момент объективировать себя, снижать эмоциональную вовлеченность); разъяснение неслучайности (это не речевая привычка или мимолетная небрежность, а мотивированное действие); демонстрация альтернатив; разъяснение функций; освобождение и перемещение. Постепенно клиент учится видеть сопротивление как часть самого себя и осознает, что у него есть возможность выбора и регулируемого контроля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru