Терапевтический подход к инновациям в образовании

Образование и воспитание » Терапевтический подход к инновациям в образовании

Страница 1

Образование — это стратегический ресурс страны. Одним из важнейших показателей уровня развития общества (в том числе образования как социального института) служит забота о целостном здоровье. Вместе с тем, образовательная практика на протяжении многих лет устойчиво демонстрирует противоположные - здоровьезатратные тенденции.

В последние десятилетия актуализировалась проблема целостного здоровья человека и социума. К ней обращено внимание международной общественности, научных и профессиональных сообществ. Их усилия направлены на то, чтобы холистическое здоровье приобрело статус социокультурного феномена, фактора национальной безопасности.

Следствием глобальных кризисов, информационных и техногенных воздействий, социальных катаклизмов стали нарушения в функционировании экосистем. З.Фрейд писал о том, что "власть над природой не является единственным условием человеческого счастья, равно как и не является единственной целью культурного развития". Информационная отсталость по вопросам накопленных цивилизацией оздоровительных стратегий, ограниченность знаний о холистическом здоровье, параллельное сосуществование в сознании педагогов категорий "здоровье" и "образование" сочетаются с потребительским отношением к здоровью. Такая "эгожизнь", по замечанию Н. Масловой, основана на понимании "человека как царя природы", который покоряет и преобразует ее, проявляя хищническое отношение. А. Лоуэн справедливо замечал, что, "побеждая природу, мы подрезали собственные корни". Нам глубоко созвучна идея А. Печчеи о необходимости ценностной переориентации современного человека с возвышения над средой к гармоничному соединению с природой на оптимальных условиях. Э. Тоффлер также пишет о неслыханном темпе научно-технических, культурных, политических и социальных изменений, которые сопровождаются вторжением в сферу химико-биологической устойчивости человеческой расы. Он видит в этом угрозу для людей, "шок будущего", приводящий к "психологическому онемению".

Состояние образования во многом определяет качество сегодняшней и завтрашней жизни, здоровое развитие отдельного человека и цивилизации в целом. Качество жизни и качество образования — важнейшие приоритеты политики ООН, ЮНЕСКО, транснациональной образовательной политики в XXI в. Как пишет А. Субетто, качество образования выступает "движущей силой" "социального кругооборота качества"; отражается в качестве человека, которое актуализируется в процессе его жизни и профессиональной деятельности в конкретных социальных системах, в системах природопользования, в обществе.

Можно заметить попытки повысить качество образования путем насаждения "сверху" неотрефлексированных реформ, неадаптированных, спорадических инноваций. Они осуществляются в неблагополучной, кризисной образовательной среде. Образование как открытая динамическая система и общественный институт само нуждается в поддержке, заботливом отношении, оздоровлении и трансформации — в терапии. Оно, как и общество в целом, характеризуется дезинтегрированностью, противоречивостью, здоровьезатратностью. Утеряны ценностно-смысловые ориентиры, идет поиск новых, более адекватных времени. Размыты стратегические цели развития образования. Образовательная среда продолжает проектироваться на основании традиционных методологических подходов и стереотипов стабильной упорядоченности, линейности, однозначных причинно-следственных связей. Игнорируются субъективность, процессуальность, природосообразность. Практика свидетельствует о несостоятельности реформ, которые "идут вразрез" с целостным педагогическим процессом, с внутренними механизмами развития, адаптивными возможностями человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Комсомольские и пионерские организации
Стремление советского правительства воспитать политически благонадежное, преданное своей родине новое поколение нашло свое отражение в создании комсомольских и пионерских организаций. В старших классах школ II ступени создавались ячейки комсомола, которые организовывали общественные мероприятия для ...

Ос­нов­ные це­ли ис­поль­зо­ва­ния изо­бра­зи­тель­ных средств на­гляд­но­сти на уро­ках ис­то­рии
Про­из­ве­де­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры ре­ко­мен­ду­ют­ся во всех школь­ных учеб­ни­ках по ка­ж­до­му кур­су ис­то­рии, при­вле­ка­ют­ся в ка­че­ст­ве вы­ра­зи­тель­но­го ма­те­риа­ла на уро­ках. И все­гда ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра слу­жит для уча­щих­ся од­ним из важ­ных ис­т ...

Организация рабочего места
Прежде чем браться за изготовление модели, необходимо подготовить рабочее место и нужный инструмент. Существует великое множество разновидностей рабочих столов, предназначенных и для кружков и для работы в домашних условиях, но требование ко всем одно — они должны быть удобными для работы. Независи ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru