Терапевтический подход к инновациям в образовании

Образование и воспитание » Терапевтический подход к инновациям в образовании

Страница 1

Образование — это стратегический ресурс страны. Одним из важнейших показателей уровня развития общества (в том числе образования как социального института) служит забота о целостном здоровье. Вместе с тем, образовательная практика на протяжении многих лет устойчиво демонстрирует противоположные - здоровьезатратные тенденции.

В последние десятилетия актуализировалась проблема целостного здоровья человека и социума. К ней обращено внимание международной общественности, научных и профессиональных сообществ. Их усилия направлены на то, чтобы холистическое здоровье приобрело статус социокультурного феномена, фактора национальной безопасности.

Следствием глобальных кризисов, информационных и техногенных воздействий, социальных катаклизмов стали нарушения в функционировании экосистем. З.Фрейд писал о том, что "власть над природой не является единственным условием человеческого счастья, равно как и не является единственной целью культурного развития". Информационная отсталость по вопросам накопленных цивилизацией оздоровительных стратегий, ограниченность знаний о холистическом здоровье, параллельное сосуществование в сознании педагогов категорий "здоровье" и "образование" сочетаются с потребительским отношением к здоровью. Такая "эгожизнь", по замечанию Н. Масловой, основана на понимании "человека как царя природы", который покоряет и преобразует ее, проявляя хищническое отношение. А. Лоуэн справедливо замечал, что, "побеждая природу, мы подрезали собственные корни". Нам глубоко созвучна идея А. Печчеи о необходимости ценностной переориентации современного человека с возвышения над средой к гармоничному соединению с природой на оптимальных условиях. Э. Тоффлер также пишет о неслыханном темпе научно-технических, культурных, политических и социальных изменений, которые сопровождаются вторжением в сферу химико-биологической устойчивости человеческой расы. Он видит в этом угрозу для людей, "шок будущего", приводящий к "психологическому онемению".

Состояние образования во многом определяет качество сегодняшней и завтрашней жизни, здоровое развитие отдельного человека и цивилизации в целом. Качество жизни и качество образования — важнейшие приоритеты политики ООН, ЮНЕСКО, транснациональной образовательной политики в XXI в. Как пишет А. Субетто, качество образования выступает "движущей силой" "социального кругооборота качества"; отражается в качестве человека, которое актуализируется в процессе его жизни и профессиональной деятельности в конкретных социальных системах, в системах природопользования, в обществе.

Можно заметить попытки повысить качество образования путем насаждения "сверху" неотрефлексированных реформ, неадаптированных, спорадических инноваций. Они осуществляются в неблагополучной, кризисной образовательной среде. Образование как открытая динамическая система и общественный институт само нуждается в поддержке, заботливом отношении, оздоровлении и трансформации — в терапии. Оно, как и общество в целом, характеризуется дезинтегрированностью, противоречивостью, здоровьезатратностью. Утеряны ценностно-смысловые ориентиры, идет поиск новых, более адекватных времени. Размыты стратегические цели развития образования. Образовательная среда продолжает проектироваться на основании традиционных методологических подходов и стереотипов стабильной упорядоченности, линейности, однозначных причинно-следственных связей. Игнорируются субъективность, процессуальность, природосообразность. Практика свидетельствует о несостоятельности реформ, которые "идут вразрез" с целостным педагогическим процессом, с внутренними механизмами развития, адаптивными возможностями человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: - государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; - имеющ ...

Умственное развитие и воспитание школьников
Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъяв ...

Разработка и апробация серии занятий по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира
В 3-ем классе проводился специальный цикл занятий, представленный в пункте 1.3., на которых учащиеся овладевали знаниями и представлениями по исследовательской деятельности, выполняли задания, направленные на формирование исследовательских умений (см. приложение 2). Проводя урок по окружающему миру ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru