Э. Тоффлер подчеркивал, что каждая перемена и адаптивная реакция на нее требуют от человека определенной физиологической "оплаты". Они изнашивают человеческий организм постепенно. Существуют определенные пределы тех изменений в окружающей среде, к которым человеческий организм может приспособиться. Если заранее их не определить и безудержно увеличивать изменения, люди могут не выдержать воздействий.
"Революционность" в образовании, в частности, в педагогическом сознании, приемлема только в виде инсайта как мгновенного решения проблемы, что обеспечивает переход к новой когнитивной структуре (новому пониманию прежде не осознаваемых связей между настоящим и прошлым), в соответствии с которой меняется характер поведенческих реакций. Педагогическая терапия способствует таким профессионально-личностным инсайтам педагогов.
Важную роль в оздоровлении образования играют экзистенциальные потребности педагогов, осознанное желание и готовность к изменениям, а также внимание к субъективному и процессуальному. Поэтому для повышения качества образования недостаточно (пере)подготовки педагогов, нацеленной только на "оснащение" их новым методическим инструментарием, на разъяснение того, "как" инновационные подходы реализовывать в педагогической практике. Чрезмерная озабоченность и увлеченность средствами без осознания процессуальных целей, либо подмена цели средствами (современные тенденции при внедрении интерактивных технологий ради самого факта их использования), центрирование на цели при невнимании к средствам, жестко структурированные, однозначные, линейные подходы, когда цель приравнивается или "привязывается" к конкретному средству (что наблюдается в разработках по компетентностному подходу), — это однобокие, непродуктивные подходы, игнорирующие природу человека.
В этой связи считаем необходимым остановиться на интерактивном обучении. Интерактивные формы и технологии — неотъемлемый компонент школьных профилактических программ. При этом большинство учителей, обучающихся в рамках проектов, не смогли или не захотели переосмыслить этот важный опыт и распространить его дальше — на целостный учебный процесс, на изучение других школьных дисциплин. Многие педагоги (особенно в высшей школе) в качестве инновационной (интерактивной) образовательной технологии и панацеи от "знаниевой" парадигмы рассматривают тренинги в обучении. Вместе с тем, как показывает практика участия, наблюдения за последующей работой педагогов-тренеров, полученные ими навыки чаще всего так и применяются на уровне техник, без методологического осмысления. Не происходит работы на уровне мотивационно-личностных структур. Тренинги не дают знания, а формируют определенный тип поведения и мышления "на результат" в его практическом приложении. Человек "тренинговый" инструментально предсказуем и стабилен в своем поведении. Это может привести к свободе манипулирования такой личностью. Добавим, что речь идет о тренингах в их чисто педагогической (обучающей) интерпретации — без понимания и вчувствования в процесс, без осознания групповой динамики развития социально-перцептивных характеристик каждого участника и себя как тренера. Многие педагоги-тренеры не обладают достаточными психологическими знаниями, чутьем, наблюдательностью, эмпатией. Они работают на уровне репродуктивного переигрывания упражнений, которым сами научились. Некоторые работают строго по схеме, предложенной в методичке, применяют конкретный метод в конкретно указанный день тренинга. При этом качественный состав группы, состояние участников, ситуация "здесь и сейчас" не принимаются во внимание. Они не понимают и не замечают эффектов воздействия различных форм работы на эмоциональное состояние каждого человека и разнонаправленной ответной реакции, игнорируют "тревожные" сигналы о необходимости особого внимания, поддержки и т.п. Или, замечая не совсем адекватные (как им кажется) реакции, просто не знают, как на них реагировать, поэтому игнорируют или еще больше усугубляют ситуацию. В результате многие участники покидают тренинг фрустрированными и нуждаются в дальнейшей психологической реабилитации. Любой профилактический или учебный тренинг, затрагивая личностные структуры, глубинные слои психики, требует терапевтической компетентности педагога, в том числе владения диагностическим инструментарием.
Полезная информация:
Влияние игры на развитие познавательных процессов младших
школьников
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогов и родителей. Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более ...
Условия эффективного формирования здорового образа жизни
Нами выделены следующие социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у подростков в общеобразовательной школе: во-первых, создание благоприятного психологического климата среди подростков; во-вторых, создание активной творческой обстановки подростков; в-третьих, пропаганда з ...
Роль учителя при выполнении проекта
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-ко ...