Терапевтический подход к инновациям в образовании

Образование и воспитание » Терапевтический подход к инновациям в образовании

Страница 5

Крайне "революционный путь" реформирования образования грозит очередными невосполнимыми потерями для здоровья. Глобальная "конвейерная" переподготовка педагогов как ответ на внедрение 12-балльной системы оценивания в школах Украины, кредитно-модульной системы, независимого тестирования в университетах, повальное внедрение разнообразных рейтингов — очередной мощнейший стресс для всех участников педагогического взаимодействия. Чаще всего эти инновации психологически не подкрепляются и не сопровождаются. Например, одной из современных инноваций являются рейтинги. По нашему мнению, основой для понимания возможности или неприемлемости их использования в образовательной среде является принцип "живое—неживое" (хотя и "неживое" олицетворяет собой кого-нибудь: школа — директора, класс — классного руководителя, "уровень воспитанности" — конкретного ребенка). Отделить результаты деятельности от самого человека очень сложно. В некоторых образовательных заведениях рейтинги превращаются в публичное унижение достоинства учеников, учителей, показатель личностной несостоятельности. Последствия и эффекты неосознанного и неграмотного внедрения этой технологии известны лишь самим "героям" рейтингов, их близким и психологам, к которым все чаще обращаются за помощью. К сожалению, рейтинги чаще всего превращаются в инструмент манипулирования, злоупотребления властью, в конце концов — нарушения прав человека. С. Плаксий подчеркивает, что в связи с организацией, выстраиванием рейтингов вузов, их публикацией и использованием возникает много правовых, нравственных, теоретических, методологических, методических и профессионально-этических вопросов. Еще одним примером непродуманного внедрения инноваций является проведение внешнего независимого тестирования выпускников средних школ. Оно имеет перспективные цели, но пока не обеспечено психологически грамотными механизмами реализации. Внимание обращено, прежде всего, на популистские аспекты (борьба с коррупцией, равенство шансов и т.п.). Однако следует рассматривать и этические проблемы использования тестов, поскольку они не всегда соответствуют поставленным целям, адекватно (в соответствии со школьной программой) составлены, правильно интерпретируются. Наша практика психологического консультирования выпускников-абитуриентов показывает, что независимое тестирование (в том виде, как оно осуществляется на сегодняшний день) не решает поставленных задач с точки зрения здоровьесбережения, а, напротив, актуализирует состояние тревоги и неопределенности.

Терапевтическая забота о здоровье молодого поколения предполагает снижение уровня тревожности в образовательной среде. Она всегда связана с дополнительными нервными перегрузками и сопровождается психосоматическими проявлениями — головной, желудочно-кишечной болями, повышенным артериальным давлением и тому подобное. Присутствие скорой медицинской помощи на пунктах независимого тестирования при его проведении является ярким подтверждением этого. В результате — страдают дети, родители, школы (которые в глазах выпускников потеряли свою значимость), университеты (недостаточно "обученные" выпускники школы не смогут приобретать профессию "по призванию", если не доберут баллы). Поэтому необходимым является психологическое сопровождение всех инноваций в образовании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...

Принцип наглядности
Требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей. Я. А Каменский сформиро­вал «золотое привило дидактики»: «Все, что только можно, пред­ставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для вос­приятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, под­лежащее вкусу - ...

Виды межпредметных связей
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи иностранного языка с физикой, химией) и межцикловые (связи иностранного языка с историей, трудовым обучением). Виды межпредмет ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru