Терапевтический подход к инновациям в образовании

Образование и воспитание » Терапевтический подход к инновациям в образовании

Страница 4

Еще одним важным условием эффективной терапевтической работы тренера-консультанта по подготовке педагогов к инновационной деятельности является "опознание" в себе тенденций "приписывания" педагогам собственных взглядов и убеждений; общения с точки зрения собственных установок, моральных стандартов и личностных паттернов; изначальной уверенности в том, что слушатели готовы к изменениям. Непозволительны и неэффективны во взаимодействии с ними увещевания; морализаторство; моральное осуждение и критика педагогического сообщества; злоупотребление фактами деструктивного влияния педагога на ребенка и негативной статистикой. Групповая (профессиональная) идентификация ("это неправда, это не про педагогов"), отрицание ("это не обо мне лично", "я это и так все знаю") затрудняют работу. В таких случаях сопротивление усиливается. Как пишет Г. Фигдор, стратегии "посланий сверх—Я", адресованные к совести, и вера в то, что под их влиянием (на основе новых познаний и рационального мышления) поведение может измениться; советы, направленные на сознательное благоразумие, обречены на провал. Любая попытка изменения представляет угрозу душевному равновесию, что является причиной бессознательного бойкота советов. Педагоги достаточно уязвимы, по отношению к ним нежелательны "атакующие" агрессивные психотехники и методы обучения.

Терапевтический подход предполагает заботливое отношение и равное уважение сил, призывающих человека к изменениям, развитию, и сил стабильности, сопротивляющихся им. Необходимо деликатно относиться к естественному беспокойству перед перспективой перестройки. Чем глубже изменения, тем сильнее тревога и сопротивление, тем выше риски. Однако практика подтверждает, что, проявленная с самого начала забота и чуткость по отношению к сопротивлению, страхам, сомнениям, ошибочным представлениям, существующим у педагога, может сместить равновесие в пользу решения продвигаться дальше в самопознании, самоизменении, самотерапии. Поэтому конфронтацию (терапевтический прием, состоящий в предъявлении неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки) следует осуществлять не в прямой (жесткой, вербальной), а в скрытой форме — с использованием психотерапевтических метафор и невербальных техник. Важно, чтобы обучение педагогов инновационным формам и методам происходило на фоне корректного отношения к их опыту и адаптационным возможностям с использованием таких педагогических приемов, которые подразумевают "тонкое отношение человека к человеку", например арттерапевтических техник. Цель такого обучения не "переделка" педагога, не транслирование ему новой информации, не озадачивание инструкциями. Речь идет о холистическом подходе — создании условий, стимулировании внутреннего осознания (инсайта), которое распространяется на жизнь в целом, а не только на педагогическое взаимодействие как фрагмент профессии.

В современной литературе предлагаются простые и, на первый взгляд, доступные рецепты преобразований в образовании, призванные «упростить революционные открытия до такой степени, чтобы все клиенты "массового рынка" могли быстро и легко их освоить». Подчеркивается, что массовое внедрение инноваций позволяет преодолеть существующую пропасть "одним прыжком" и является залогом успеха, а "главная задача сейчас заключается в том, чтобы провести переподготовку всех преподавателей таким образом, чтобы они знали, как объединить лучшие мировые информационные технологии с лучшими в мире методами преподавания и обучения".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Общие принципы управления образовательными системами
Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных ...

Применение принципа сознательности и активности
Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только зн ...

Характеристика дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н
Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. получила известность в конце 1970-х – 1980-х годов. В молодости Стрельникова А.Н. была певицей, но потеряла голос из-за перенапряжения голосовых связок. Как педагог-вокалист Стрельникова А.Н. работала с певцами, ставила им голос, восстанавлив ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru