Терапевтический подход к инновациям в образовании

Образование и воспитание » Терапевтический подход к инновациям в образовании

Страница 2

"Революционно-инновационные" преобразования, которые не приняты педагогами, не могут решить задачи обеспечения и улучшения качества образования. Не понимая сути новых образовательных технологий, они не наполняют их личностным смыслом, не могут их присвоить. Поэтому эти реформы лишь истощают образовательные ресурсы, провоцируют эмоциональное выгорание, повышают "энергетическую" плату за образование, что отражается на ухудшении здоровья педагогов, учащихся (студентов) и их родителей. Характеристики реформ, инноваций во многом совпадают с признаками экстремальных условий. Психофизиологическое напряжение и переутомление приводят к снижению адекватности социального поведения личности, к пассивности, безразличию, угнетенности, агрессивности. Консерватизм, реверсионизм (одержимость возвращением к ранее успешным шаблонам адаптации, которые в настоящий момент неуместны и неадекватны) педагогов также являются известными "побочными" эффектами профессии, способами борьбы с перегрузками. Не умея приспосабливаться к новым условиям, не имея ясного осознания целей своей деятельности, многие продолжают автоматически применять традиционные для них методы, все больше отрываясь от реальности. Непосильные для адаптационных возможностей многих педагогов требования инноваций ухудшают способность к принятию мудрых и ответственных решений.

Э. Тоффлер подчеркивал, что при беспорядочных скачках механизмов изменений человек не только подрывает здоровье, но и утрачивает способность рационально реагировать на эти изменения. Капитуляция перед напряжением принятия решения в условиях неопределенности и сверхвыбора выглядит как глубокая апатия. Л.Митина, изучая профессиональное здоровье педагогов, также замечает, что "одна из самых многочисленных профессиональных популяций охвачена моральной апатией, этической депрессией" . В "Глионской декларации", определившей миссию современного университета, отмечалось, что преподаватели нечувствительны к потребностям общества, которому они вроде бы должны служить, отличаются близорукостью в отношении к его изменяющимся потребностям и ожиданиям.

Мы считаем, что категоричное выставление диагнозов и предъявление обвинений педагогам вряд ли изменят ситуацию в лучшую сторону. Кризисное состояние во многом обусловлено спорадическими, непонятными педагогам нововведениями и неумением реагировать на них без потерь для здоровья. Ж. Делор справедливо говорит о том, что ни одна реформа не может привести к успеху без помощи педагогов и их активного участия в ее осуществлении. С них слишком много спрашивается, от них требуют исправить недостатки других учреждений. Учитель ощущает себя одиноким не только потому, что его деятельность носит индивидуальный характер, но и по причине надежд, которые возлагаются на образование, а также из-за зачастую несправедливой критики, которая обрушивается на него. Он, прежде всего, хочет, чтобы уважали его достоинство.

Мы полагаем, что "смягчить" эту ситуацию извне и изнутри, способствовать оздоровлению образования может педагогическая терапия. Одним из ее аспектов является подготовка педагога как терапевта в педагогическом взаимодействии по отношению к учащимся (студентам) и к самому себе. Она осуществляется путем создания терапевтической образовательной среды, пространства общения, которые способствуют оздоровлению человека, формированию его терапевтических компетенций. В число их индикаторов входит готовность и открытость инновациям в профессиональной сфере.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся
Любой вид деятельности, в том числе и природоохранной, опирается на ряд принципиальных положений и убеждений. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие: формирование ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть воспитания. В этом процессе необхо ...

Краткая характеристика общего недоразвития речи у детей
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей ...

Психологическая помощь старшеклассникам по инициативе психолога
Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же как самоопределение ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru