Терапевтический подход к инновациям в образовании

Образование и воспитание » Терапевтический подход к инновациям в образовании

Страница 8

Личностно ориентированное, природосообразное образование, которое реализуется посредством индивидуальной образовательной траектории, не может предусматривать одинаковый результат для каждого. У каждого человека компетенции формируются разными темпами и разными траекториями. Педагогическая терапия позволяет ненасильственным путем направить профессиональное развитие. Нормативные стандарты могут быть лишь ориентирами, рекомендациями, поскольку они происходят из ограниченных знаний о возможностях субъектов обучения, базируются на изменяющихся ожиданиях. Мы считаем, что более эффективной является нелинейная иерархия компонентов и компетенций. Можно вести речь о круге (рамке) возможных (необходимых) компетенций, Для того чтобы образовательные стандарты, "запланированные" компетенции как результат образования не превратились в очередной образовательный симулякр, мы предлагаем использовать "веер индикаторов" в круге компетенций.

Такая синергетическая позиция и ходиетический взгляд на преобразования в образовании, подготовку к ним педагогов лежит в основе педагогической терапии, Условием ее эффективности является корректная, заботливая, индивидуально ориентированная поддержка в формировании стрессоустойчивости и толерантности к изменениям, основанная на принятии и уважении человека. В таком случае знания становятся личностно значимыми, а новые технологии — частью личного опыта.

В контексте педагогической терапии мы определили ряд противоречий современного образования, из-за которых не реализуется его здоровьесберегающая функция. Такими "болевыми" точками являются: несоответствие целей и средств; недооценка роли субъективного фактора в образовательном процессе; доминирование трансляционно-контролирующей функции в деятельности педагога; стрессогенность формально-нормативной системы контроля качества образования; недостаточный для создания здоровьесберегающей образовательной среды уровень целостного профессионального здоровья педагога; недостаточно скоординированное взаимодействие психологов и педагогов в вопросах сохранения холистического здоровья. Их осознание и осмысление будет способствовать внутренним движениям в образовании в направлении оздоровления. Мы рассматриваем эти противоречия как взаимозависимые, порождающие друг друга переменные. Поэтому разрешение хотя бы одного из них позитивно отразится на общем состоянии образования, вызовет движение в остальных структурах.

Обозначенные противоречия являются следствием и в то же время условием и причиной существования друг друга, образуя замкнутый круг — "мышечный" и ментальный "панцирь" образования. От психологического корсета, по замечанию А. Лоуэна, "мы не можем просто избавиться, когда захотим". Нужна внутренняя работа, а при необходимости — помощь и поддержка. Задача педагогической терапии — расслабить этот панцирь, раскрепостить жесткую, извне заданную и непродуктивную внутреннюю структуру, не форсируя и не выходя за рамки адаптивных возможностей человека.

Еще одну важную задачу педагогической терапии мы видим в признании факта противоречий в образовании и "примирении" противоречий. Они не могут разрешиться неожиданно, для этого нужны неимоверные, превышающие возможности одного поколения усилия. Да и вряд ли противоречия исчезнут вообще — тогда жизнь остановится. Они служат стимулом к развитию. Границы между "идеальным, нормальным" образованием и "патологическим, здоровьезатратным" можно сделать расплывчатыми, исключив противопоставление. Мы считаем эффективным существование дихотомий (в жизни, в образовании, в личности) без их игнорирования, отрицания, вытеснения, проекции, рационализации. Терапевтический путь оздоровления образования предполагает возможность поместить рядом, казалось бы, несовместимые явления, противоречивые тенденции, не согласующиеся факты, разрозненные фрагменты, диссонансные переживания. Их следует в сознании превратить в аспекты единого целого (так, как это имеет место в реальной жизни), в сотрудников, смотрящих в одном направлении, а не в соперников, глядящих друг на друга. Это можно проиллюстрировать на примере рефрейминга.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Методика организации театрализованных игр дошкольников
Эффективное развитие детской театральной игры безусловно нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении. Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к само ...

Основные подходы к оптимизации методов обучения
Одним из базовых понятий дидактики является обучение. Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение как проце ...

Проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Для детей с ОНР характерно: позднее начало речи (3-4 года); резкое ограничение словаря; ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru