Терапевтический подход к инновациям в образовании

Образование и воспитание » Терапевтический подход к инновациям в образовании

Страница 7

Вместе с тем, мы считаем, что обучение в интерактивном формате позволяет "заземлить" содержание, привязать его к субъективному опыту. Оно направлено на актуализацию внутренних резервов, развитие навыков корпоративного взаимодействия, социально-психологических компетенций учеников, студентов и педагогов. В этом процессе наставник имеет возможность реализовать терапевтические функции по отношению к ученикам и самому себе.

Ситуации внедрения инноваций, изменения требований к профессии являются особо стрессогенными. Проблемы производственных неврозов и стресса волнуют все мировое сообщество: создана Международная ассоциация управления стрессом (ISMA), Европейским Союзом принят договор "О предотвращении стресса на работе". Педагогическая деятельность насыщена множеством разнообразных стрессогенных факторов. Однако заботы об отечественном педагогическом сообществе в этом вопросе пока не ощущается.

В целом эта проблема приобрела кумулятивный характер в виде общего кризиса образования. Необходимым условием его оздоровления (терапии) является соответствие между внутренними тенденциями развития и внешними "реформаторскими" влияниями. Только в этом случае образование будет обеспечивать прогресс в решении глобальных проблем. Поэтому оздоравливать его нужно как изнутри (изменяя ментальное пространство образования и образовательную среду), так и извне (грамотными и адекватными способами управления).

Образование, педагогический процесс, личность (ученика, студента, педагога) относятся к динамическим, открытым, неуравновешенным, нелинейным системам, которые следует рассматривать с синергетических позиций. Они характеризуются тем, что с изменением одного из элементов другие изменяются не пропорционально, а в соответствии с более сложными законами. В современном образовании постоянно осуществляется сознательное, но неосознанное распределение на составляющие (например, при определении целей). Один элемент подавляет другой или развивается за его счет. Сегодня в погоне за результатом образования обесценивается процесс. Наблюдается искажение понятия "компетенция". Оно становится статичным, линейно детерминированным, подлежащим измерению, однозначной интерпретации и оценке. По нашему мнению, компетенция как способность человека ответственно и самостоятельно действовать в разных проблемных ситуациях, прежде всего, отображает процесс целостного развития. Невозможно предвидеть, что именно в данный момент будет актуальным и необходимым, какие именно внешние воздействия попадут в резонанс с внутренними тенденциями саморазвития у того или иного ученика (студента, педагога). Можно лишь предположить варианты направлений развития, предложить разнообразные адекватные средства, ожидать непохожие образовательные продукты. Личностные и учебные достижения у каждого собственные.

Содержание компетенции субъективно. Ее развитие нелинейно, скорость и формы проявления абсолютно индивидуальны и зависят от множества факторов. Цель не определяется раз и навсегда, она должна быть гибкой, адаптивной. Мы уверены, что нельзя угадать, а тем более планировать, управлять тем, что именно будет сформировано в конце определенного фрагмента обучения и образования в целом. Каждый ученик, студент "возьмет что-то свое", часто — не прогнозируемое педагогами. Это можно увидеть на примере любого урока. Если в конце занятия предоставить возможность ученикам (студентам) осуществить обратную связь — ответить на вопрос "Что для меня было наиболее значимым? Чему я научился на уроке?", — ответы бывают непредвиденными. Педагог даже не думал о таких результатах, не ставил перед собой подобных целей. Это становится возможным, если содержание встречи, диалога, упражнений становится личностно значимым, эмоционально окрашенным. Именно это является отображением результатов человекоцентрированного образования.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Принцип рекапитуляции Гренвилла Стэнли Холла
Гренвилл Стэнли Холл родился в феврале 1844 г. в небольшом городке Ашфидд, штат Массачусетс, в семье небогатых, но просвещенных и религиозных фермеров. Родители хотели, чтобы Холл связал свою жизнь с религией. В 1863 г., когда Холлу исполнилось 19 лет, он поступил в колледж Уильямса, решившись не б ...

Современное состояние проблемы ранней диагностики нарушений речи у детей
Развитие национальной системы специального образования во все исторические периоды непосредственно связано с социально-экономическими условиями в данной стране, политикой государства по отношению к людям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием де ...

Региональный уровень управления введением и распространением профильного обучения
В работах указанных авторов выделены факторы, определяющие развитие региональной образовательной системы: возможность разрабатывать и реализовывать собственную образовательную политику в соответствии с социально-экономической, ресурсной, природной, культурной и т.д. спецификой, присущей конкретному ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru