Апробация эффективности выявленных педагогических условий в формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста

Образование и воспитание » Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений » Апробация эффективности выявленных педагогических условий в формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста

Страница 3

Показ основного этапа трудового процесса осуществлялся взрослым, так как, по нашему мнению, необходимо все сделать достаточно быстро и абсолютно правильно. Воспитатель выделяет каждое значимое трудовое действие, показывает и объясняет способы его выполнения и контроля за полученным результатом. При этом важно активизировать детей, используя их знания о трудовом процессе. Вопросы воспитателя помогают уточнить последовательность действия, вычленить промежуточный и итоговый результаты, оценить их.

Необходимость показа всего трудового процесса возникает лишь на первых занятиях. Затем, на наш взгляд, целесообразен частичный показ и акцентирование внимания детей лишь на новых, наиболее сложных трудовых действиях. Это становиться возможным потому, что те трудовые процессы, которые дети осваивают в течение года, имеют много общего в организации, структуре, требуют сходных специальных трудовых умений. Так, получить теплую воду нужно и при мытье посуды, и при стирке кукольного белья, и при мытье стульчиков; споласкивать и выжимать требуется и при стирке, и при вытирании пыли тряпочкой.

Оценка итогового результата труда, полученного воспитателем, дается с точки зрения его соответствия цели. Таким образом, показ и объяснение охватывает весь трудовой процесс от постановки цели и мотивации труда до получения результата.

Во второй части занятия было предложено детям самостоятельно выполнить осваиваемый трудовой процесс по этапам:

этап организация рабочего места (ребенок сам отбирает материал, предметы труда и оборудования, готовится к работе) осуществляется при общих указаниях взрослого. Постепенно, учитывая дифференцирование уровней сформированности, вводится взаимный контроль детей. После оценки готовности к работе детям разрешено было начинать трудиться.

этап - выполнение самого трудового процесса. Воспитатель контролирует последовательность осуществления действий, учит добиваться нужных результатов, контролировать себя, бережно и экономно расходовать материалы, поддерживать порядок на рабочем месте. Особое внимание уделяли формированию специальных трудовых умений (как намылить вещь, сполоснуть, выжать ее насухо) и способам самоконтроля. Для этого задавали вопросы детям, осуществляли дополнительный показ сложных трудовых действий, использовали совместное выполнение действия с ребенком, давали советы и указания.

Существенное влияние на результативность труда при освоении трудового процесса оказывает объем работы. В связи с этим, мы считаем, что целесообразно поручать ребенку на занятии сервировать только один стол, стирать только одну вещь. За 3-4 минуты до окончания работы воспитатель предупреждает детей об этом, предлагает детям, которые завершили работу, убрать рабочее место.

В конце занятия дети под руководством взрослого определяют качество результатов труда, соответствие их цели, возможность использовать по назначению. Если результаты труда у отдельных детей не соответствуют требованиям, то вместе со взрослым они вскрывают причины недостатков, находят пути их устранения.

Оценку результатов педагог проводит эмоционально, используя игровой персонаж. Так, заканчивая занятие, на котором детей обучали мыть стулья, предложили поставить стулья полукругом и спросили, кто хочет пригласить Незнайку посидеть.

Воспитатель от лица Незнайки дает оценку работе детей, если Незнайка не желает сесть на предложенный стул, задает детям поисковые вопросы, на которые дети дают свои ответы - предположения. Например, на стул Лизы он не хочет садиться потому, что стул мокрый - Лиза плохо отжала тряпочку.

Знания и умения, полученные на таких специально организованных занятиях, закрепляли в упражнениях, которые осуществляли как в игровой форме, так и при непосредственном повторении осваиваемых трудовых процессов в повседневной жизни. В качестве примера приведем комплекс занятий по освоению детьми процесса мытья посуды (Приложение 3).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Роль учащихся в выполнении проекта
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У ...

Цели и задачи курса графики
Учитывая мировую тенденцию ускоренного развития графической информации, использование графического языка в качестве международного языка общения, общее среднее образование должно предусмотреть качественное формирование знаний о методах графического предъявления и восприятия информации. Постоянно ра ...

Методика решения качественных задач
Как уже было сказано выше, задачи-вопросы решают устно. Чтобы воспитать у учащихся навык сознательного подхода к решению качественных задач, нужна определенная система работы с ними учителя и продуманная методика обучения. Немалое значение имеет правильный подбор задач. Наиболее доступны на первых ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru