Апробация эффективности выявленных педагогических условий в формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста

Образование и воспитание » Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений » Апробация эффективности выявленных педагогических условий в формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста

Страница 1

Для проведения формирующего эксперимента поставим цель: повысить уровень сформированности общих и специальных трудовых умений детей экспериментальной группы. Нами определены педагогические условия:

Разработать систему игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.

Разработать методику для формирования общих и специальных трудовых умений с учетом дифференцирования детей.

Разработать занятия по обучению детей рациональным способам действий.

Закрепить теорию на практике.

Для формирования трудовых умений распределили детей по уровню сформированности. Так, объединили детей высшего и среднего уровня развития. Детей с низким уровнем и средним, ближе к низкому выделили в отдельную группу. С ними проводили индивидуальную работу, начиная с простейших поручений. Далее по мере сформированности, используя методику Г.А. Урунтаевой начали формирование более сложных поручений в несколько этапов.

На первом этапе ребенку объяснили, зачем надо выполнить то или иное трудовое действие, создавали положительную мотивацию и показывали действия в целом и пооперационно. При показе комментировали свои действия, обращая внимание на последовательность и назначение отдельных операций. Например, при мытье стульчиков.

Воспитатель: «Я беру тряпочку и мочу ее в воде. Сухой тряпочкой грязь не отмоешь. Я отжимаю тряпочку, чтобы с нее не текла вода. Я расправляю тряпочку на ладони и протираю стул. Я теперь снова намочу тряпочку, чтобы смыть грязь. Посмотри еще раз, как я это делаю».

На втором этапе воспитатель выполнял действия вместе с ребенком с опорой на серию фотографий, на которых последовательно изображены трудовые операции - способы рациональных действий. Фотографии предварительно были рассмотрены вместе с ребенком. Воспитатель объяснил, что фотографии помогут вспомнить, что и как надо правильно делать. По ходу рассматривания воспитатель задавал ребенку вопросы, побуждающие его называть выполняемую операцию, предвосхищать следующую, оценивать свою работу. Например,

Воспитатель: «Что ты сейчас делаешь? Зачем ты это делаешь? Правильно или нет ты это делаешь? Почему ты так делаешь? Проверь себя по фотографии. Что ты будешь делать дальше?»

Выполнив действие, ребенок показывает соответствующую фотографию и говорит, что он уже сделал.

На третьем этапе воспитатель выполнял действие рядом с ребенком. Перед началом работы ребенка просили рассказать с опорой на фотографии, что и как он будет делать, что ему для этого будет нужно и зачем. В процессе работы ребенку разрешали использовать фотографии.

На четвертом этапе ребенок выполнял действия с опорой на фотографии. Воспитатель контролировал выполнение каждой операции. Независимо от этапа при выполнении трудового поручения и после его окончания давали дифференцированную оценку деятельности ребенка, подчеркивая его достижения, указывая на ошибки.

Работа по предложенной методике проходила очень медленно. С ребенком на каждом этапе работали длительное время. Не все дети дошли до четвертого этапа. С ними работа ведется и в настоящее время еще не окончена. Детей, у которых сформированы трудовые умения, подключали к работе с детьми слабой сформированности. Им давали такие задания: «Посмотри, Валентин, правильно ли Кирилл отжимает тряпочку? Покажи ему как надо это делать». Или, «Виола, проверь, хорошо ли Вероника протирает пыль. Подскажи, как правильно это делать».

В ходе такой работы нами было отмечено, что дети низкого уровня сформированности стараются выполнять все правильно, следуя инструкции самих детей. А у детей среднего и высокого уровня одновременно с закреплением знаний и умений формируется такая нравственная черта, как ответственность за выполняемое задание. Кроме того, что особенно важно для этого возраста, дети учатся работать вдвоем, учаться объяснять, договариваться, выслушивать друг друга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Особенности лексической стороны речи у детей с ОНР
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В работах ...

Методика изучения объемов фигур в курсе геометрии средней школы
В изучении темы «Объемы тел» в курсе стереометрии прослеживается аналогия с темой «Площади фигур» и распределение учебного материала такое: простое тело – объем тела как величина – объем прямоугольного параллелепипеда – объем треугольной призмы – объем призмы – тела, имеющие равные объемы – объем п ...

Дошкольные образовательные учреждения в Японии
В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей - обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только г ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru