Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений

Образование и воспитание » Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений

В законе Украины «О дошкольном образовании» указано, что содержание дошкольного образования определяется «Базовым компонентом дошкольного образования в Украине», предусматривающим «формирование у детей жизненной компетентности и утверждение эмоционально-ценностного отношения к практической деятельности человека».

Основными задачами трудового воспитания детей являются развитие личности ребенка в труде и овладение ребенком трудовой деятельностью. В связи с этим, Базовый компонент предполагает формирование у детей умения «самостоятельно поставить перед собой близкую цель, спланировать действия; проявить целенаправленность, стремление достичь конечной цели, соотносить личные возможности с желаниями».

Проблема трудового воспитания детей возникла в ХIV-ХVI вв. Т. Мор впервые выдвинул идеи трудового воспитания в книге «Утопия». Т. Кампанелли изучал связь труда с умственным и нравственным развитием, уделил внимание дошкольному возрасту. В XIX веке вопросы о привитии детям трудовых навыков в процессе воспитания рассматривали Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуен, И.Г. Песталоцци.

В XX веке теоретические исследование трудового воспитания стали оформляться в методические пособия, так, например, Л.К. Шлегер издала книгу «Практическая работа в детском саду», Е.И. Тихеева издала книгу - руководство по трудовому воспитанию «Современный детский сад» (1914 г).

Большой вклад в развитие трудового воспитания внесли Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. На современном этапе: В.Г. Нечаева, Т.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич проводили исследования в области видов детского труда.

Ю.К. Бабанский, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева выделили классификацию трудового воспитания, на основании которой можно выделить две группы задач: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений); развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение сознательного опыта взаимодействия). В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич - исследователи в области видов труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд.

В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд. Исследованию такой формы организации труда, как поручения были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой (1974г.). Дежурства как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой (1953 г.). Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година. Г. А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина разработали поэтапное формирование трудовых умений детей. М. Крулехт на основе проводимых исследований классифицировала трудовые умения дошкольников.

В практике воспитательной работы с детьми среднего дошкольного возраста особенно распространены индивидуальные поручения в ходе которых, для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений. При этом более удобен контроль за действиями каждого ребенка, своевременное оказание помощи, дополнительный показ. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования умений предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (2-3 дня) отвечает за какое-то дело. Введение в этом возрасте дежурств, длительных трудовых поручений, коллективного труда важно для становления отношений со взрослыми и сверстниками, воспитания эмоциональной отзывчивости, сопереживания, добросовестности, ответственности, товарищества и других личностных качеств.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросам трудового воспитания детей уделяется достаточное внимание. Однако какие факторы влияют на уровень формирования трудовых умений детей среднего дошкольного возраста остается еще открытым. Поэтому для нас представляет интерес тема «Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать основополагающее значение специально организованных педагогических условий, направленных на формирование трудовых умений детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений.

Задачи исследования:

Проанализировать состояние проблемы в теории и практике работы дошкольных заведений.

Определить особенности и выявить педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Выявить критерии общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста и определить их уровни.

Определить и экспериментально апробировать эффективные педагогические условия формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью определения основных положений исследования;

- изучение педагогической документации с целью определения содержания педагогической работы по формированию трудовых навыков детей;

- наблюдение за детьми в процессе их повседневной жизни с целью выявления наличия трудовых умений и навыков;

- проективные ситуации с целью диагностики определения уровня общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста.

Экспериментальная база исследования: педагогический эксперимент проводился на базе дошкольного учебного заведения № 50 г.Симферополя. В эксперименте принимали участие 36 детей среднего дошкольного возраста (16 человек – экспериментальная группа, и 20 человек в контрольной группе), а также 2 воспитателя.

Полезная информация:

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Взрослый помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление ...

Принципы, формы и методы и специфические особенности социально - педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования
Принципами социально-педагогической работы с данной группой клиентов являются: целеустремленность, систематичность (процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения вс ...

Методы и принципы воспитания
Педагог И.П. Подласый выделяет следующие принципы и методы воспитания. Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражаются основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Методы воспитания - путь достижения цели воспитания, способы воздействия н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru