Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения

Образование и воспитание » Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений » Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения

Страница 1

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования был проведен констатирующий этап эксперимента.

Цель: определить уровень общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

определить состояние решения проблемы формирования трудовых поручений у детей в экспериментальных группах детских садов;

выявить уровни выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста.

В эксперименте участвовали дети дошкольного учебного заведения № 50 г.Симферополя.

В ходе решения первой задачи констатирующего этапа эксперимента мы убедились, что работа по формированию трудовых умений и навыков в исследуемых группах проходит целенаправленно и планомерно. Руководствуясь государственной программой воспитания детей дошкольного возраста «Малятко» воспитатели экспериментальной и контрольной групп планируют в работе с детьми разные виды поручений хозяйственно-бытового труда, которые предусмотрены для детей этого возраста: сервировка стола; мытье посуды, баночек из-под краски; вытирание пыли; стирка кукольной одежды, мелких вещей и пр. Планирование трудовой деятельности зафиксировано во всех формах работы, предусмотренных программой, в ходе которых осваиваются следующие специальные трудовые умения: правильно и симметрично расставлять столовые приборы; наливать достаточное количество воды; намыливать; тереть губкой (тряпочкой), оттирать грязь; споласкивать; выжимать; тереть ткань о ткань при стирке, развешивать для просушки и т.д. В планах работы воспитателей зафиксированы задачи отражать процессы хозяйственно-бытового труда в играх на бытовую тему.

Вторая задача была направлена на выявления качества уровня выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста. Основный метод в проведении данного этапа эксперимента было наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

Для определения уровня сформированности трудовых умений в ходе выполнения поручений мы руководствовались критериями, которые были определены в теоретической части исследования. Результаты наблюдений вносились в протоколы, представленные в таблице.

Так, в таблице на первом месте (для каждого вида поручений) стоит сформированность общих трудовых умений: умение самостоятельно поставить цель труда; спланировать основные этапы работы; организовать рабочее место, отобрав нужный материал и инструменты; проконтролировать качество промежуточных и итоговых результатов.

На втором месте сформированность специальных трудовых умений: умение намыливать; споласкивать; правильно раскладывать столовые приборы; умение получать теплую воду и т.д.

Таким образом, выделили следующие уровни сформированности:

«В» уровень (+ +) - сформированность общих и специальных трудовых умений, выполнение поручения по собственной инициативе.

«С» уровень(- +;+ -) - сформированность одного из видов трудовых умений (общих или специальных); работа по заранее намеченному плану, с подсказкой воспитателя.

«Н» уровень (- - ) - несформированность двух видов умений, выполнение поручений по инструкции и с помощью воспитателя.

Данные результатов заносили в таблицы отдельно по контрольной и экспериментальной группам.

Приведем протокол диагностики по уборке пыли на полке.

Экспериментатор: Гриша, посмотри, сколько пыли на полке, где стоят машинки. Вытри, пожалуйста, пыль. Что тебе для этого необходимо? Гриша (4г. 6 мес.) молчит.

Экспериментатор: Чем ты будешь вытирать.

Гриша: тряпочкой. Экспериментатор дает тряпочку. Гриша собирается выполнять поручение.

Экспериментатор: Давай ее намочим, так лучше оттереть грязь и пыль. Гриша подходит к крану, чтобы намочить тряпочку, засучивает рукава.

Экспериментатор: Гриша, тебе приятно будет мыть тряпочку в холодной воде? Гриша: Нет.

Экспериментатор: Давай возьмем теплую воду. Гриша опускает тряпочку в таз с теплой водой.

Экспериментатор: Для вытирания пыли на полке, тряпочка должна быть влажной, чтобы с нее не стекала вода ее необходимо хорошо отжать.

Экспериментатор делает вид, что занят другим делом, Гриша начинает попеременно отжимать тряпочку, отжимая ее то в левом кулачке, то в правом. Движения напоминают работу с пластилином. У него ничего не получается, с тряпочки бежит вода.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Что ставит под угрозу валидность результатов наблюдения
Требуя научных методов наблюдения, мы пытаемся уменьшить ту опасность, которой постоянно подвергаются наивное наблюдение и восприятие. Некоторые тенденции, ведущие к фальсификации результатов наблюдения, должны быть здесь названы. Восприятие никогда не является процессом, в ходе которого мы нейтрал ...

Понятие связной речи и значение для развития ребенка
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно с различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, ...

Принципы принятия эффективных решений
Принцип системности. Многие предприятия работают вхолостую, испытывают стрессовые ситуации, финансовые потери, на них наблюдается демотивация сотрудников. И все это потому, что либо не были оптимальными принятые решения, либо решения были правильные, но их реализация натолкнулась на трудности из-за ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru