Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников.
Поручения имеют свои особенности:
всегда исходят от взрослого;
в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;
предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми;
4) в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
В практике воспитательной работы с детьми среднего дошкольного возраста особенно распространены индивидуальные поручения в ходе которых, для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений. При этом более удобен контроль за действиями каждого ребенка, своевременное оказание помощи, дополнительный показ.
Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования умений предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (2-3 дня) отвечает за какое-то дело.
У детей среднего дошкольного возраста поручения в таком виде труда, как хозяйственно-бытовой, занимают большое место в режиме дня. Сформированные элементарные навыки позволяют все чаще вовлекать детей в труд, опираться на растущую самостоятельность при выполнении ставших знакомыми поручений. Руководствуясь государственной программой воспитания детей дошкольного возраста «Малятко», детей среднего дошкольного возраста следует приучать не только по указанию педагога выполнять частные действия (снять игрушки с полки или принести тряпочку, которой нужно протирать полку), но и понимать задание по общей инструкции. Например, чтобы убрать полку с игрушками, ребенок должен придвинуть к полке стол, переставить на него игрушки; достать таз, налить в него воды, поставить на стол, затем намочить и отжать тряпочку; сырой тряпочкой протереть полку, затем по очереди протирать и ставить на место каждую игрушку.
Дети среднего дошкольного возраста овладевают правилами организации и выполнения различных трудовых поручений. Приведем основные правила.
Правила, помогающие ребенку организовать свою деятельность:
1) сначала внимательно выслушай задание, а потом начинай его выполнять;
2) приготовь все, что нужно для работы;
3) если работа закончена, скажи об этом взрослому.
Правила, соблюдение которых повышает качество работы:
1) нельзя отвлекаться (убегать, играть, отвлекаться, когда трудишься);
2) любое задание старайся выполнять хорошо, аккуратно;
3) вытирай пыль влажной тряпочкой, при загрязнении прополоскать её и т.д. (в зависимости от содержания поручения).
Овладев этими правилами, дети пятого года жизни могут действовать целенаправленно в первых несложных поручениях: приготавливать все необходимое для работы, рациональными способами достигать качественного результата. Затем следует ставить детей в условия, при которых необходимо самостоятельно обдумывать предстоящий процесс труда.
Выполнение поручения усложняется, когда воспитатель предлагает детям вдвоем-втроем выполнить его. В подобных ситуациях они должны не только выполнять дело, но и договариваться между собой, кто что будет делать. Важно не торопить детей подсказывать очередность действий. Навык верного выполнения действий позволяет формировать самостоятельность, исполнительность, в которой можно усмотреть начало ответственности, первые проявления самоконтроля.
Интерес детей к выполнению трудовых поручений обусловлен, прежде всего, их содержанием. Определение содержания поручения зависит от интересов и склонностей воспитателя, от условий жизни детского сада и группы, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания в данном дошкольном учреждении и, конечно, географических условий. Содержание поручений определяется также педагогическими принципами организации труда детей, т.е. тем, что оказывает воздействие на достижение ребенком конечного результата. От количества действий, трудовых операций зависит сложность заданий. Иногда одно и то же поручение можно усложнить или облегчить, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.
Полезная информация:
Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников
Основными методами диагностики рефлексивных способностей являются: стандартизированное наблюдение, беседа, психодиагностические методики ("Оцени себя", "Что мне нравится в школе", "Автопортрет", методика определения самооценки и уровня притязаний Т.В.Дембо, С.Я.Рубиншт ...
Развитие ключевых компетенций на уроках математики в 5-6 классах
Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информаци ...
Проблемы формирования коллектива класса
Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия "коллектив". Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, окоорганизованн ...