Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений » Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста

Страница 1

Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Стремление к самостоятельности и активности детей среднего дошкольного возраста позволяет не только развивать у них чувство уверенности в своих силах при выполнении простейших процессов самообслуживания, но и включать в несложный хозяйственно-бытовой труд семьи и детского сада.

Формируя у детей трудовые умения, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности.

Как же формируется целенаправленная деятельность детей в труде, каковы педагогические условия, способствующие воспитанию у ребенка умения сознательно ставить цель, каковы методические приемы развития у него способности планировать работу и достигать результата?

Рассмотрим все эти компоненты, составляющие сущность трудовой деятельности детей, организованной в дошкольном учреждении.

Цель перед ребенком вначале ставиться педагогом и должна быть рассчитана на возможность её осуществления. Формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы. Если же ребенок по своей инициативе берет сложную работу, ему надо дать возможность попытаться собственными силами её выполнить. И лишь тогда, когда педагог заметит, что ребенок испытывает затруднение, которое он сам не может преодолеть, оказать ему помощь.

Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать: обладают определенными трудовыми умениями, не отвлекаются от выполняемого дела, доводят его до конца, умеют действовать совместно. При таком подходе нельзя у всех детей развить умения и воспитать интерес к труду, желание трудиться. Необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

Рассматривая труд как целенаправленную деятельность, важно развивать у детей способность самостоятельно ставить цель и осуществлять её. Привычные действия, повторяющиеся изо дня в день, укрепляют навык выполнения той или иной работы, но не всегда ведут к развитию самостоятельности. Овладев навыком выполнения того или иного трудового процесса, ребенок утрачивает к нему интерес, так как от него уже не требуется усилия, и он спокойно относится к тому, что работу за него выполняют другие дети или взрослый.

Дети среднего дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель: привести в порядок книги на книжной полке, убрать строительный материал, постирать кукольную одежду и многое другое. Педагог, направляя внимание детей на непорядок, предоставляет детям самим сделать вывод о том, как его устранить. Однако не следует переоценивать возможности детей сознательно ставить перед собой цель. Опыт свидетельствует о том, что ребенок пятого года жизни ставит цель только в наиболее привычных условиях. В малопривычных ситуациях дети ждут, чтобы им указали, что и как надо делать. Педагогу следует это учесть.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желании трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

Мотивы трудовой деятельности следует рассматривать в развитии, по мере накопления ребенком опыта трудовой деятельности, практических умений и навыков работы. Можно выделить несколько видов мотивов:

1) деятельность ребенка обуславливается требованием взрослого (что-то принести, подать, привести в порядок игрушки) - этот мотив чаще связан с поручениями. Здесь деятельность носит кратковременный характер, однако позволяет ребенку активно проявлять себя, почувствовать удовлетворение при положительной оценке его труда взрослым;

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Кризисы детской одаренности
Многие авторы отмечают неравномерную динамику развития детской одаренности (2,5). Феномен "исчезновения", "затухания" одаренности давно интересует практиков - психологов и педагогов. Что же делать, чтобы детская одаренность не исчезала? А если она должна исчезнуть, то стоит ли т ...

Проблема мотивации учащихся в современной системе образования
Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к ф ...

Формирующий эксперимент. Модель учебного межпредметного проекта "Пасхальные сказки"
Данный проект является межпредметным, объединяет предметные области литературное чтение, рисование и трудовое обучение. При работе над данным проектом предполагается прохождение следующих этапов. І Подготовительный этап Занятие № 1. Цель: формирование эффективной группы, формирование у учащихся пон ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru