Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений » Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста

Страница 3

В труде результат - обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение, прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. В процессе достижения результата проявляются индивидуальные качества личности ребенка: настойчивость, находчивость, изобретательность, способность действовать последовательно (или, наоборот, беспомощность, неспособность преодолеть малейшее затруднение).

Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов их деятельности. Дети замечают хорошее качество работы и плохое. Наглядное сравнение заставляет их задуматься над причиной успеха.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности. Большое влияние на детей оказывают результаты труда взрослых. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата.

По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование и достижение результата) меняется и отношение ребенка к труду. Теперь сам процесс труда доставляет детям радость. Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения. Эти достижения следует отмечать, они заметны педагогу и в большей ловкости, и в быстроте движений ребенка в процессе работы и в способности не отвлекаясь, без напоминаний довести дело до конца, и в более высоком качестве результата.

Достижения детей в труде должны быть справедливо оценены педагогом. Эта оценка всегда должна быть доброжелательной. Если ребенку не удается что-то сделать, важно поддержать в нем уверенность в том, что не удается лишь временно, если он постарается, у него все получится. Наряду с этим следует использовать разные ситуации, чтобы поупражнять ребенка в том умении, которым он плохо владеет.

Таким образом, овладение навыками трудовой деятельности следует рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей привычки к трудовому усилию, желанию трудиться. От педагога требуется четкое знание того, какими умениями должны овладеть воспитанники его группы. Это дает ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием - терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения им - требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что задача педагога – учить ребенка выполнять трудовые процессы целостно (от постановки цели до получения результата и уборки рабочего места), осваивать рациональные способы трудовых действий, самостоятельно контролировать качество результатов труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто и т.д.). Именно целостное освоение трудового процесса (способность получить результат) дает возможность ребенку стать действенным субъектом посильной ему трудовой деятельности, почувствовать свою умелость, самоутвердиться, вызывает желание взять на себя повседневные трудовые обязанности, освобождая от них взрослых (уборка игрового уголка, дежурство по столовой и пр.). Введение в этом возрасте дежурств, длительных трудовых поручений, коллективного труда важно для становления отношений со взрослыми и сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания, добросовестности, ответственности, товарищества и других личностных качеств .

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Философско – педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия
В 50 – 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, ...

Понятие школьной зрелости
Первые дни в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут даже стать причиной снижения веса ребенка. Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба д ...

О понятии педагогической технологии
Образование это индустрия, направленная в будущее. С.П.Капица Что такое обучение, построенное как технология, какую структуру оно имеет, как использовать технологии и что же они могут дать на практике? Вот вопросы, которые в наибольшей степени интересуют сегодня педагогов-практиков. Технологией обы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru