Проблемы формирования у дошкольников трудовых умений в педагогической теории и практике

Страница 1

Первоначальные мысли о трудовом воспитании зародились в эпоху Возрождения (XIV- XVI вв.). В этот период в педагогической мысли в противовес феодальной педагогике произошли большие изменения, ведущими стали идеи гуманизма. Были заложены основы педагогики двух зарождающихся классов - буржуазии и пролетариата. К представителям последней можно отнести ранних социалистов - утопистов - Т. Мора и Т. Кампанеллу.

Т. Мор, выдающийся английский мыслитель, гуманист. Выразитель наиболее прогрессивных педагогических идей, жил в период развития капитализма в Англии, когда происходило обнищание крестьян и ремесленников. Впервые в истории он выдвинул идеи трудового воспитания, связь обучения с участием детей в производительном труде. Мысли по этому вопросу изложены в его книге «Утопия», где в противовес строю, основанному на социальной несправедливости, рисуется утопическая картина идеального коммунистического общественного строя трудящихся, не знающего нищеты. В «Утопии» все живут своим трудом, нет тунеядцев, образование доступно всем - мужчинам и женщинам.

Близки к сказанному мысли о трудовом воспитании итальянского социалиста-утописта Т. Кампанеллы. В романе «Город Солнца» он рисует государство тружеников, где нет частной собственности. Здесь все трудятся и труд почетен. Дети воспитываются в общественных учреждениях, где особое внимание уделено заботе об их физическом развитии.

Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с трудом взрослых в различных мастерских - пекарне, кузнице, столярных, живописных и др. На восьмом году дети изучают естественные науки, наблюдая окружающую природу и общественно-полезный сельскохозяйственный труд. Воспитание на основе труда, по мнению Кампанеллы, избавит общество от праздности и тунеядства.

Ценна мысль социалистов-утопистов - связь труда с умственным и нравственным развитием, внимание к дошкольному возрасту. Но их идеи остались утопией, в практике они нашли ограниченное применение, так как гуманистическая педагогика была мало связана с борьбой за интересы широких народных масс.

Дальнейшее развитие идея трудового воспитания получила при развитии капиталистического строя у социалистов-утопистов XIX века. Сен-Симон и Шарль Фурье (Франция) и Роберт Оуэн (Англия) вели пропаганду трудового воспитания.

Будущий общественный строй - «Гармония» рисуется Фурье как объединение сельскохозяйственных и промышленно-производственных товариществ («Фаланги»). Труд у них всеобщий, соответствующий склонностям каждого человека. Фалангам передана от семьи и функция воспитания. Трудовое воспитание должно строиться с учетом возраста и склонностей детей. В ранние годы дети идут от игры к труду. С трех-четырех лет они посещают мастерские, работают с миниатюрными инструментами в поле и в саду; позднее выбирают себе ремесло, их труд идет на пользу обществу.

В трудовых процессах, по мнению, Фурье, дети должны получать сенсорное и умственное развитие, новые сведения и знания. Ценны его указания об использовании детской активности, подражательности. Важны методические советы - рекомендации трудового характера для младшего возраста, принцип коллективности в труде старших.

Таким образом, важно отметить стремление Фурье по-новому организовать воспитание детей в социалистическом обществе, воспитать всесторонне развитое, честное, трудолюбивое поколение. Но вместе с тем следует иметь в виду и ограниченность его взглядов - переоценку сил маленьких детей, тенденцию слишком раннего вовлечения их в производительный труд.

Роберт Оуэн - английский современник французских социалистов-утопистов - не только мечтал и занимался исканием разрешения проблем трудового воспитания в будущем строе «Гармонии», а стремился практически осуществить свои принципы. Здесь им были созданы на филантропических началах воспитательные учреждения для детей раннего дошкольного и школьного возраста рабочих, членов коммун. Сторонник всестороннего развития, Оуэн выделяет проблему трудового воспитания как одну из особо значимых. Цель трудового воспитания - готовить детей к любой деятельности и профессии, которую может потребовать от них общество.

Трудовое воспитание начиналось в его детских учреждениях с дошкольного возраста. Детей до десяти лет Оуэн делит на две группы: первая до пяти лет, вторая пять-десять лет. Основная деятельность детей - игра. Но примерно с четырех лет ребенка следует знакомить с трудом взрослых. Трудовое воспитание в большей мере должны получить дети второй группы, они посильно участвуют в доступных делах своей общины (коммуны) - в садоводстве, огородничестве, домашнем хозяйстве.

Впервые в истории Р.Оуэн пытался осуществить на практике идею соединения обучения с производительным трудом, организовать учебную работу с трудом детей на фабрике, в сельском хозяйстве; подчеркивал зависимость содержания и форм труда от воспитательных задач.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Классификация национальных подвижных игр направленных на развитие двигательных качеств
Народные подвижные игры классифицируются с точка зрения их прикладности в практической деятельности. Немалое число народных подвижных игр носит прикладной характер, чаще всего обусловливающий характерными национально-традиционными чертами образа жизни народа, а отдельные из них уже признаны в качес ...

Классификация технических средств обучения
Технические средства обучения играют значительную роль в формировании научного мировоззрения учащихся. В отечественной и зарубежной литературе определились различные основания для их классификации: роль и функции ТСО в учебном процессе, дидактические основы и принципы применения, вид и степень возд ...

Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода
Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru