"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Образование и воспитание » "Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Страница 5

Другая сфера внешкольной деятельности учителей - ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. Эта проблема, вопреки утверждениям, прежде всего агитационно-пропагандистского характера, не была решена к концу 1930-х гг. В годы Великой Отечественной войны, в силу объективных причин, решением проблемы на государственном уровне комплексно не занимались. После окончания войны задача завершения ликвидации неграмотности стала очень актуальной. Костромские и ярославские учителя, особенно в сельской местности, организовывали при сельсоветах «кружки помощи» для неграмотных и малограмотных колхозников.4 Учителя занимались со взрослыми индивидуально, по вечерам посещая дома тех, с кем установлено было заниматься по определенному графику. Особое внимание уделялось подготовке допризывников.5

Часто школа была самым образцовым и культурным учреждением в районе. Интересный опыт культурно-воспитательной работы школ освещался в печати, обсуждался на совещаниях разного уровня. В 1947 г. опыт работы учителей школы в селе Сереново Ярославской области обсуждался на совещании учителей сельских школ, проводимом Министерством просвещения РСФСР 11-12 июля. Директор школы тов. Лисенкова рассказала о работе с родителями-колхозниками. Она отметила, что учителя поставили задачу повысить знания колхозников, «направить родителей на правильное воспитание детей», помочь колхозникам поднять сельское хозяйство. Каждое воскресенье в школу сходились колхозники-активисты, матери детей для того, чтобы послушать лекции на медицинские, агрономические, педагогические и политические темы. После лекций показывали кино или концерт - либо силами школы, либо силами коллективов художественной самодеятельности, приглашенных из Ярославля. Проводились занятия по русскому языку и арифметике для председателей колхозов, бригадиров, кладовщиков и других колхозников, не имеющих достаточной общей грамотности. В течение двух лет учителя занимались с несколькими группами по общеобразовательным предметам. Большая работа проводилась по доведению до родителей «Правил для учащихся». Совместными усилиями с колхозом и райкомом партии была получена возможность электрифицировать село, что способствовало активизации работы клуба, чаще стали показывать научные и художественные фильмы.

Более подробно знакомство с этой школой и ее деятельностью, учительская общественность того времени получила из статьи в журнале «Семья и школа» №11 за 1947 г. Корреспондент Кононенко очень ярко и образно описывает увиденное: «Эта школа стала подлинным центром культуры. По инициативе народных учителей и при их участии решены в колхозе такие великие задачи, как электрификация, радиофикация, кинофикация!» Автор статьи отмечает исключительную воспитанность, вежливость, учтивость учеников. Обращается внимание на то, что «в дореволюционной деревне дети не говорили «пожалуйста», не использовали носовых платков, не были знакомы с зубной щеткой, не мылись утром до пояса, не занимались гимнастикой», а здесь все это есть. Приятно удивил корреспондентку внешний вид учащихся: красивые стрижки и косы, одежда городского покроя.

В Костромской области преподаватели обязаны были ходить на сессии сельского совета, правление колхоза, собрания колхозников. Они выступали главными источниками информации там, где не было радио, принимали активное участие в художественной самодеятельности. Учителя Самыловской семилетней школы Мантуровского района вели активную агитационную работу. Они информировали население о ходе восстановительных работ, распространяли облигации государственного займа. Каждый учитель был закреплён за населенным пунктом, бригадой, фермой. «В колхозе имени Кирова Шарьинского района,- сообщается в «Северной правде» учитель В.И.Панов читает политические доклады, организует читки газет, ведет семинары с колхозниками».3

Здесь нужно подчеркнуть роль учителя на селе. Как уже говорилось, часто это был один из главных источников информации. От его настроения, позиции зависело отношение людей к определенным вопросам. Учителей уважали, на них равнялись, с них брали пример. Учителя отличались от остальных своей внешностью, прической, аккуратной одеждой. По воспоминаниям ученика послевоенного времени Лебедева Анатолия Александровича, родившегося 24 января 1935г., уроженца деревни Плетюково Антроповского района: «Одевались учителя хорошо. Обычно в деревне они выделялись из общей массы молодежи своей модой одежды и манерами поведения»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Методика занятий игровой направленности детей дошкольного возраста
Снижение двигательной активности современных детей и связанный с этим поиск новых подходов, к его увеличению за счет новых методических подходов в процессе физического воспитания игровой направленности. Результаты наблюдений позволили выявить, что в педагогическом процессе с детьми старшего дошколь ...

Модель обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, опыта преподавания стереометрии в школе нами разработана модель обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе. Модель решает следующие задачи: 1. Усиление практической ориентации и прикладной направленности процесса о ...

Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте. Научные исследования по данной проблеме
Познание чисел и освоение действий с числами — важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, умен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru