"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Образование и воспитание » "Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Страница 3

Активное участие принимали учителя и в библиотечной работе. Правда, библиотекари имелись только в крупных школах города. В остальных же учебных заведениях учетом и выдачей книг занимались сами преподаватели. Работа была не из легких. В 1949 г. в школах Костромской области насчитывалась 941 библиотека с книжным фондом в 91 250 экземпляров. По статистике один ученик читал в среднем за год до 30 книг. Помимо обслуживания и учета читателей, учителя, занятые библиотечным делом, регулярно проводили читательские конференции с обсуждением прочитанных книг.4 Внеурочная работа была очень важна, поскольку в послевоенное время остро стояла проблема детской беспризорности. Данная работа учительской интеллигенции способствовала нормализации и стабилизации послевоенного провинциального общества.

Учителя обязаны были вести постоянную работу с родителями. От них требовали добиваться того, чтобы родители постоянно контролировали своих детей, проверяли их дневники, как можно чаще сами встречались с преподавателями и классными руководителями.1 У некоторых учителей работа, в основном, сводилась к родительским собраниям, темы могли быть такие: «Поведение взрослых - пример для ребенка», «Сознательная дисциплина и пути ее воспитания», «Воспитание моральных качеств» и др. Более опытные классные руководители знакомили родителей с инструкцией по экзаменам и проверочным испытаниям, анализировали состояние успеваемости, посещение уроков и дисциплину в классе, рассказали родителям об их детях.

В обязанности классных руководителей входило посещение семей учащихся, знакомство с условиями их жизни. В некоторых школах учителя были обязаны писать характеристики семейного воспитания на каждого ученика сво-его класса. Если у учеников были проблемы в школе, то с родителями проводились беседы с целью исправить положение (например, изменить отношение к учебе, а если ученик не посещает школу, то вернуть его туда). Но чаще всего индивидуальная работа с родителями ограничивалась вызовом к директору с требованиями «исправления» ученика.

В сельских школах Костромской и Ярославской областей учителя при помощи сельсоветов по местному радио, если такая возможность существовала, проводили передачи для родителей, они носили воспитательный, идейно-пропагандистский характер.5 Кроме этого, через печать и радио, накануне учебного года учителя вели активную пропагандистскую деятельность, выступая с докладами и сообщениями просветительского характера: «Труд советского учителя», «Задачи педагогических учебных заведений», «О значении профессии учителя» и т.п.

С 1950 года стали появляться родительские комитеты, это еще больше сближало школу с социумом, способствовало активному взаимодействию учительского, ученического и родительского коллективов. Учителя выступили здесь связующим звеном между родителями и детьми, стали организаторами совместных дел, направленных как на развитие образования, так и на обустройство жизни в своих городах, селах и деревнях.

Классные руководители были не только в школах, но и в педагогических училищах. Нами был найден документ с обязанностями классного руководителя, принятый решением Костромского областного совещания заместителей директоров по учебной части и преподавателей педагогических училищ 12-13 августа 1947 г. Неудивительно, что на первом месте, стояла идейно-политическая работа, поскольку речь шла о подготовке будущих учителей.1 Правда, принять можно было любое решение. Какова была степень выполнения его, сказать трудно. Многое зависело от личных качеств преподавателя, условий работы, то есть, наряду с объективными обстоятельствами почти всегда присутствовал и субъективный фактор.

Учительская интеллигенция принимала самое активное участие во всех важных общественных мероприятиях. В первые послевоенные годы актуальной была проблема детской беспризорности. Над ее решением работали не только органы власти, правоохранительные органы, но и педагоги, вовлекая неохваченных учебой детей в школы-интернаты, детские колонии, ведомственные детские дома. Работа шла непросто. На основании приказа Министерства просвещения РСФСР от 12 мая 1947 г. за № 273, изданного для исполнения Постановления Совета Министров от 19 апреля 1947 г. за № 204 «Об улучшении работы детских домов»2, были проведены массовые проверки состояния детских домов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Измерение уровня развития организованности у современных дошкольников
Цель исследования: изучение эффективности воспитания организованности младших школьников средствами ИКТ. Исследование проводилось в три этапа: Первичная диагностика – измерение наличного уровня организованности у испытуемых; Формирующий этап – организация и проведение серии мероприятий с использова ...

Опыт работы учителя начальных классов по организации внеклассных занятий по русскому языку
Интерес представляет опыт учителя начальных классов из деревни Алексеевка, Изнасковского района, Калужской области Е.Е. Мельниковой. Она предлагает использовать во внеклассной работе по русскому языку нестандартные формы проведения занятий, способствующие повышению у детей интереса к русскому языку ...

Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных образовательных учреждениях
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способст ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru