"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Образование и воспитание » "Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Страница 3

Активное участие принимали учителя и в библиотечной работе. Правда, библиотекари имелись только в крупных школах города. В остальных же учебных заведениях учетом и выдачей книг занимались сами преподаватели. Работа была не из легких. В 1949 г. в школах Костромской области насчитывалась 941 библиотека с книжным фондом в 91 250 экземпляров. По статистике один ученик читал в среднем за год до 30 книг. Помимо обслуживания и учета читателей, учителя, занятые библиотечным делом, регулярно проводили читательские конференции с обсуждением прочитанных книг.4 Внеурочная работа была очень важна, поскольку в послевоенное время остро стояла проблема детской беспризорности. Данная работа учительской интеллигенции способствовала нормализации и стабилизации послевоенного провинциального общества.

Учителя обязаны были вести постоянную работу с родителями. От них требовали добиваться того, чтобы родители постоянно контролировали своих детей, проверяли их дневники, как можно чаще сами встречались с преподавателями и классными руководителями.1 У некоторых учителей работа, в основном, сводилась к родительским собраниям, темы могли быть такие: «Поведение взрослых - пример для ребенка», «Сознательная дисциплина и пути ее воспитания», «Воспитание моральных качеств» и др. Более опытные классные руководители знакомили родителей с инструкцией по экзаменам и проверочным испытаниям, анализировали состояние успеваемости, посещение уроков и дисциплину в классе, рассказали родителям об их детях.

В обязанности классных руководителей входило посещение семей учащихся, знакомство с условиями их жизни. В некоторых школах учителя были обязаны писать характеристики семейного воспитания на каждого ученика сво-его класса. Если у учеников были проблемы в школе, то с родителями проводились беседы с целью исправить положение (например, изменить отношение к учебе, а если ученик не посещает школу, то вернуть его туда). Но чаще всего индивидуальная работа с родителями ограничивалась вызовом к директору с требованиями «исправления» ученика.

В сельских школах Костромской и Ярославской областей учителя при помощи сельсоветов по местному радио, если такая возможность существовала, проводили передачи для родителей, они носили воспитательный, идейно-пропагандистский характер.5 Кроме этого, через печать и радио, накануне учебного года учителя вели активную пропагандистскую деятельность, выступая с докладами и сообщениями просветительского характера: «Труд советского учителя», «Задачи педагогических учебных заведений», «О значении профессии учителя» и т.п.

С 1950 года стали появляться родительские комитеты, это еще больше сближало школу с социумом, способствовало активному взаимодействию учительского, ученического и родительского коллективов. Учителя выступили здесь связующим звеном между родителями и детьми, стали организаторами совместных дел, направленных как на развитие образования, так и на обустройство жизни в своих городах, селах и деревнях.

Классные руководители были не только в школах, но и в педагогических училищах. Нами был найден документ с обязанностями классного руководителя, принятый решением Костромского областного совещания заместителей директоров по учебной части и преподавателей педагогических училищ 12-13 августа 1947 г. Неудивительно, что на первом месте, стояла идейно-политическая работа, поскольку речь шла о подготовке будущих учителей.1 Правда, принять можно было любое решение. Какова была степень выполнения его, сказать трудно. Многое зависело от личных качеств преподавателя, условий работы, то есть, наряду с объективными обстоятельствами почти всегда присутствовал и субъективный фактор.

Учительская интеллигенция принимала самое активное участие во всех важных общественных мероприятиях. В первые послевоенные годы актуальной была проблема детской беспризорности. Над ее решением работали не только органы власти, правоохранительные органы, но и педагоги, вовлекая неохваченных учебой детей в школы-интернаты, детские колонии, ведомственные детские дома. Работа шла непросто. На основании приказа Министерства просвещения РСФСР от 12 мая 1947 г. за № 273, изданного для исполнения Постановления Совета Министров от 19 апреля 1947 г. за № 204 «Об улучшении работы детских домов»2, были проведены массовые проверки состояния детских домов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ...

Особенности организации среды жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа
Учреждение интернатного типа (детский дом) – это особая жизненная среда, в которой растет и развивается ребенок. Эта среда имеет ряд специфических особенностей, которые, так или иначе, оказывают влияние на развитие личности ребенка. В ходе проведенного теоретического исследования условий учреждений ...

Методика исследования ручной моторики у дошкольников
Выявление синкинезий. Используются пробы Заззо. Обе кисти ребёнка помещают, на чистый лист бумаги и обводят карандашом. Затем экспериментатор поочерёдно прикасается к каждому пальцу ребёнка, кроме четвёртого (движения четвёртого пальца и у здоровых детей сопровождается синкинезиями), и говорит: «По ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru