"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Образование и воспитание » "Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Страница 2

Нужно отметить, что такая работа значительно раздвигала рамки школы, способствовала сближению учителей и учеников, формировала умения взаимодействовать с разными людьми, активность и неравнодушие учащихся. Учитель в этой ситуации был связующим звеном между школой и обществом, как в широком, так и в узком смысле.

Внеклассная работа велась, прежде всего, через кружки. В маленьком Кадыйском районе Костромской области из 2222 учащихся в 49 кружках 31 школы было занято 807 человек:

Всего же в 14 районах Костромской области из 43 229 человек в 1946 г. в кружках участвовало 14 483 человека. Хоровые и драматические кружки обеспечивали выступлениями не только школьные праздники, но и почти все концерты в городских и сельских клубах, приуроченные к датам «красного календаря». Конечно, о профессиональном обучении пению и драматическому искусству здесь речь не идет, так как учителя-руководители не являлись специалистами. Часто они лишь направляли детскую самодеятельность, причем музыкальные инструменты в этих кружках были лишь в школах г. Костромы, да и то не во всех. Художественные кружки иногда было проще бы назвать кружками чтения. На них собирались после уроков, где учителя сами зачитывали отрывки из тех или иных произведений. Это было близко к внеклассному чтению и служило углубленному изучению программного материала. Похожая ситуация возникала и на исторических, географических и других кружках, которые создавались по предметам школьной программы.

В Ярославской области работа в кружках по предметам тоже носила продуктивный и насыщенный характер. Учительница математики средней школы №43 г. Ярославля Осипова в математическом кружке, для учащихся 7-х классов, организовала решение занимательных задач и разработку познавательных докладов на такие темы: «Числовые суеверия», «Великие математики», «Примеры занимательной математики» и т.п. Она регулярно организовывала математические вечера. Как сообщалось в отчете об итогах работы школ Ярославской области за 1-е полугодие 1946-47 учебного года аналогичные мероприятия учителями физики, химии, истории, географии школ Ярославля и области « .проводилась регулярно и плодотворно».

В Костромской области можно особо отметить деятельность кружков юннатов. Учащиеся средних школ Сусанинского района, посещавшие этот кружок, знакомились с уходом за плодовыми садами, собирали семена яблок на пришкольных участках и, засеяв их, выращивали новые деревья. Ребята собирали гербарии дико растущих трав, гербарии по морфологии цветковых растений, культурных злаков. Весной ученики под руководством учителей выращивали рассаду для школьного цветника, засаживали участки яровизированного картофеля, голозерного ячменя и овса. За посевами велся уход и наблюдение.

Внешкольная деятельность учителей и учащихся часто была направлена на конкретные результаты. Реальную помощь Костромскому лесхозу оказывали две бригады школьников, которые ухаживали за лесокультурными посадками на площади-35 га.

Учителя сельской местности вместе с учащимися оказывали большую помощь колхозам. В 1948 году учителя Нейского района за лето выработали 1627 трудодней, выжато вручную площадь 27 га.4 Под руководством учителей в некоторых районах пионеры брали шефство над животноводческими фермами, где за каждым был закреплен свой питомец.5

В г. Ярославле в 1949 г., при Дворце пионеров, был организован «Клуб любознательных ребят», руководителями которого были лучшие учителя города. Цель клуба - поднять интерес учащихся к науке, искусству, технике, литературе, краеведению. В школы рассылались вопросы-задания, чтобы выполнить их, необходимо было прочитать много литературы, провести беседы с пожилыми людьми о прошлом своей области, города, колхоза, приложить немало усилий для изготовления той или иной «самоделки» и т.п. Численность Клуба на март 1948 г. составляла 5513 человек.

Одной из форм внеклассной работы учителей с учащимися были лектории, которые устраивались как в школе, так и в Доме пионеров. Темы лекций - разные: научного, исторического, литературного и другого характера. Их посещало в среднем от 100 до 300 человек. К конкретным датам и юбилеям организовывались школьные вечера, осуществлялся просмотр кинокартин и театральных постановок с последующим их обсуждением.

При школах №№18, 26, 31 г. Костромы были созданы три туристических отряда, которые периодически совершали походы за пределы Костромы и включились во всесоюзное движение под девизом: «Путешествие по родному краю».2 Большое внимание уделялось развитию физкультуры и спорта. Часто спортивные и другие мероприятия проходили в каникулы на базе клуба «Красный ткач».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Уровни решения проблемных педагогических ситуаций
Педагогическое мастерство, осмысление, понимание, решение преподавателем педагогических проблемных ситуаций связано со степенью развития профессионально-педагогического мышления. Поэтому, одной из основных задач профессиональной подготовки специалистов для образования является формирование професси ...

Основы формирования и оценки компетенций в системе профессионального и среднего образования
Анализ психолого-педагогических исследований развития и социализации обучающихся позволил определить, что: – развитие человека в контексте его целенаправленной деятельности определяется линейной триадой: целеформирование – самоопределение – самореализация, при этом самореализация, рассматриваемая к ...

Организация и условия процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам организации, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внеш ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru