"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Образование и воспитание » "Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Страница 6

А вот взгляд ученицы: «Одежда была из ситца, но старались выглядеть нарядными, одевались по моде. Все были подтянутыми, аккуратными. Подавали пример своим поведением».

Нарядным и аккуратным было достаточно сложно, но общее впечатление складывалось не только по внешнему виду, но и по отношению к своему делу, мировосприятию.

Значительной была роль учителя в работе комсомольской и пионерской организаций. На первом месте здесь были классные руководители и учителя-комсомольцы, члены ВКП(б). В Постановлении августовского совещания 1950 г. «О работе комсомольской и пионерской организаций в школе» записано: «Учительское совещание отмечает, что работе школьных комсомольских и пионерских организаций недостаточно уделяется внимания со стороны РК ВЖСМ, директоров и завучей школ». Совещание постановило: всю работу школ, учительских комсомольских организаций, работу школьных комсомольских и пионерских организаций направить на решение следующих задач:

- повышение успеваемости учащихся;

- повышение идейно-политического воспитания;

- проведение в жизнь правил для учащихся;

- организация общественно-полезной работы учащихся;

- организация школьной стенной печати.

Костромские и ярославские учителя организовывали и принимали участие в различных пионерских и комсомольских слетах, приуроченных к значимым событиям и датам. Важной частью внеклассной общественно-политической деятельности учителей было торжественное принятие учеников в пионеры и комсомольцы.

С начала 50-х гг. пионерские и комсомольские организации Костромской и Ярославской областей под руководством учителей принимали активное участие в оказании тимуровской помощи инвалидам Великой Отечественной войны, старикам, которые остались без попечения, больным и т.п.

Работа учителя рассматривалась комплексно. Хороший учитель - предметник, как правило, был и хорошим классным руководителем, общественником, пропагандистам. Таких учителей поощряли благодарностями, грамотами, государственными наградами, часто о них писали в газетах. «Учитель истории в Кадыйской средней школе Анна Ивановна Левина. Уроки проходят интересно, работает исторический кружок. На экзаменах по истории из 18 учеников большинство получило «4» и «5». Она не только учит, но и сама все время учится. Является одной из активнейших общественниц и агитатором. Часто беседует с людьми о событиях в стране и за рубежом», - это выдержка из областной газеты «Северная правда».

Каждый год лучшие учителя представлялись к наградам. В 1950г. в Костромской обком ВКП(б) из областного отдела народного образования были направлены данные на учителей, представленных к награде «Заслуженный учитель школы РСФСР». Это были 18 учителей из Вохомского, Островского, Костромского, Нерехтского, Парфеньевского, Поназыревского и Нейского районов.

Таким образом, внешкольная, общественно-полезная и внеурочная деятельность костромских и ярославских педагогов была достаточно разнообразной. Учителя изыскивали новые методические приемы, активно участвовали в работе кружков и клубов. Практически все преподаватели, будучи классными руководителями, много времени отдавали индивидуальной работе с учениками и родителями, несли в массы культуру, воспитание и образование. Многие учителя выступали в качестве пропагандистов, организаторов праздников, различных политических мероприятий, участвовали в помощи колхозам и т.д. Конечно, нельзя все идеализировать и абсолютизировать. Встречались и нерадивые учителя, сами плохо образованные, не желающие выйти за рамки учебного плана. Многие элементы внеклассной и внешкольной деятельности, как и весь учебно-воспитательный процесс, были идеологизированы, что было характерным явлением той эпохи. Но, все-таки, анализ источников показывает, что этот вид деятельности костромской и ярославской учительской интеллигенции был очень плодотворным, общественно полезным и способствовал стабилизации послевоенного общества.

Профессиональная и общественная деятельность учительской интеллигенции была направлена на обучение и воспитание подрастающего поколения. В контексте рассматриваемого периода, эта деятельность шла в жестких идейно-политических рамках. Общественные организации способствовали включению всех детей в определенное идеологическое русло. Принцип «подчинения меньшинства большинству» не способствовал формированию собственного мнения и принятию самостоятельных решений на всех уровнях. Но нельзя не отметить, что именно в этих организациях проходила социализация учащихся, они получали опыт конкретной деятельности, направленной на благо микросоциума (своей деревни, села, города) и страны в целом. Роль учительства в этом направлении была очень велика. Часто именно от него зависело, насколько реально значима будет деятельность детей, или это будет просто фарс.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Понятие о формах теоретического и производственного обучения
В общеобразовательных школах, СПТУ и средних специальных учебных заведениях применяются урочная и внеурочная формы организации обучения, в каждой из которых используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы с учащимся. Все они в советской школе имеют коллективист ...

Организация обучения детей в младших классах школы
Первоначально процесс преподавания в младших классах школы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. Эти компоненты, по В. В. Давыдову, следующие: учебная задача, учебные действия, контроль и оценка. Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям опреде ...

Особенности проявления памяти
Память - это процессы зап9минания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно. Память создает условия дл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru