"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Образование и воспитание » "Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Страница 1

Образование, как процесс обучения, просвещения, усвоения совокупности знаний, приобщения к культуре, в широком смысле слова является важным фактором развития цивилизованного общества и государства. Экономическое состояние общества, социально-политическая ситуация, ценностные ориентации, господствующая мораль и идеология в числе основных факторов оказывают мощное воздействие на функционирование и развитие системы формирования личности. В любом государстве и обществе существует определённый эталон нужного ему человека. Идеологическая направленность всей работы школы диктовала свои определенные требования к деятельности учителя, как на уроках, так и во внеурочное время.

Практически все учителя были классными руководителями, осуществляли как учебную, так и внеклассную работу. Из воспоминаний Суворова Андрея Андреевича, учителя истории Ореховской средней школы Костромской области: «Большая роль принадлежала классному руководителю. Он подводил итоги учебы класса, отчитывался перед администрацией. В плане урока была воспитательная минутка, где прослеживалась связь с районом, областью. Под его руководством, а так же учкома и комитета комсомола, в школе выходили стенгазеты. Отстающих учеников рисовали в виде черепахи и выдавали им знамя из рогожи».

У заинтересованных и подготовленных к работе учителей были достаточно интересные методы внеурочной работы по своим предметам. Преподаватели географии практиковали «путешествия по карте», например, из Кирова до Сталинграда, с заданием рассказать - какая встречалась погода на пути, какой климат и т.п. Осуществлялось практическое ознакомление учащихся с глазомерной съемкой местности: применялось умение пользоваться топографическим планом, ориентацией на местности по компасу, солнцу и полярной звезде. Проводились экскурсии на природу, учащиеся посещали метеорологическую станцию, где знакомились с приборами для изучения природы. Это позволяло увидеть применение знаний на практике.Учителя организовывали классические экскурсии с целью изучения истории областных и районных центров. Только Ярославль в течение 1949 г. посетило 113 групп школьников из различных районов области.

Во внеурочное время учителя вместе с учениками изготовляли наглядные пособия (например, формы рельефа земной поверхности), организовывали просмотры кинофильмов на исторические темы. Преподаватели составляли головоломки, шарады, географические задачи, которые ученики решали на проводившихся олимпиадах. Были организованы совместные выпуски художественно оформленных научных викторин. Часто проходили практикумы по пению, рисованию, физкультуре. Учащиеся делали доклады и контрольные работы по темам: «Природные богатства Украины», «Города Поволжья», «Черты сходства и различия в экономике Севера и Юга США», «Поездки на пароходе от Ярославля до Астрахани», которые зачитывались и обсуждались на школьных и межшкольных конференциях.

В некоторых районах возникали свои традиции в работе, например, в школах Нейского и Парфеньевского районов Костромской области ежегодно проводили «Неделю сада».

Ярославские учителя также использовали разнообразные формы и виды внеурочной деятельности: составление хронологических карточек, словарных плакатов, активно развивалась краеведческая работа, индивидуальная работа с отстающими и одаренными учениками.4 Там, где учителя подходили к своей работе творчески, внеклассная деятельность преподавателей носила гораздо более совершенный характер. Учителя школы №11 г. Щербакова организовывали сильных учеников на помощь отстающим, которые среди пионеров осуществляли контроль выполнения домашних заданий. Преподаватели совместно с учениками выпускали школьную газету «Рупор школы», в которой освещали политическую жизнь страны и международное положение в мире, знакомили с успеваемостью в классах и внеклассной работой, проводимой в школе, развивали критику, отмечали знаменательные даты, связанные с выдающимися событиями, с великими именами политических деятелей, ученых и т.п.

В большинстве школ существовали свои газеты, это была настенная печать. Для некоторых учеников это был важный источник информации, т.к. в большинстве семей не было ни радио, ни газет. В Костроме и Ярославле постоянно проходили смотры лучших школьных стенных газет городов и районов соседних областей. В Ярославле в 1950 г. провели не просто смотр, а пригласили работников газеты «Северный рабочий», которые для членов школьных редколлегий прочитали курс лекций: «Как должна работать школьная редколлегия?», «Что должна отражать газета школы?», «Какие положительные и отрицательные стороны имеют представленные на выставку газеты школ?»2 и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода
Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной п ...

Нарушение голоса у детей с нарушением слуха
Голос слабослышащего ребенка обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией. Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка периода речевого развития; другие недостатки характеризуются неправильн ...

Деятельность классного руководителя по половому воспитанию подростков
Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуа ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru