Формирование словаря существительных у детей в онтогенезе

Страница 1

В современной психологической литературе подчёркивается, что предпосылки формирования речи определяются двумя процессами. Первый процесс это - неречевая предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающей действительностью через чувственное, конкретное восприятие мира.

Второй процесс развития речи и обогащение словаря ребенка это - речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

Формирование словаря у детей тесно связано с развитием внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов, а так же с развитием всех компонентов речи: грамматического и фонетико-фонематического и строя речи.

Словами ребёнок обозначает только то, что доступно его пониманию, поэтому в словаре ребёнка изначально образуются слова с конкретным значением и уже позже слова обобщающего характера.

Л. С. Выготский подчеркивал, что начальной функцией речи детей это установление контакта и общение с окружающим миром. Так как деятельность ребёнка в раннем возрасте происходит совместно и при помощи взрослых, речь имеет ситуативный характер.

Формированию лексического словаря у детей посвящено множество исследований, в которых этот процесс освещается в психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах. Ранний этап развития речи у детей, овладения словом, широко описывается в трудах таких авторов, как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Е.Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Е.А. Стребелева, Д. Б. Эльконин и др.

Л. С. Выготский отмечал: «Овладение речью - это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущей деятельностью». Изначально это предметная деятельность, позднее игровая, учебно-игровая и учебно-познавательная. В процесс овладения речи входит усвоение всех функций речи: номинативной, индикативной (указазательной), коммуникативной, когнитивной, регулирующей, обобщающей и эмотиотивной.

Для правильного формирования речи детей необходимо сочетание различных предпосылок: психологические, (сформированность высших познавательных функций: память, мышление и т.д.) анатомо-физиологических, (сохранность строения центральных и периферических отделов речевого аппарата) и социальные (благоприятные условия развития и воспитания ребенка в семье и социуме).

Развитие ребенка можно условно разделить на этапы:

1) Подготовительный (от рождения и до конца первого года жизни). Первая голосовая реакция ребенка – это крик, его отсутствие может служить для специалистов сигналом о неблагоприятном состоянии ребенка на момент рождения.

На подготовительном этапе начинается становление базовых механизмов речи, связанных с формированием фонематического слуха и слогообразования. Реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). Ребенок вслушивается в мелодику и интонацию, следит за мимикой и артикуляцией говорящего. Примерно к 3 месяцам у детей появляется гуление (непроизвольное воспроизведение звуковых комплексов). Гуление обеспечивает начальную тренировку артикуляционного аппарата, кроме этого ребенок не только воспроизводит звуко-комплексы, но и вслушивается в производимые звуки. Именно поэтому гуление очень важный момент в развитии речи.

От 4 до 6 месяцев гуление плавно перетекает в лепет. Лепет характеризуется более четким оформлением гласных и согласных звуков, появляется мелодика (ба - ба - ба). Основной особенностью лепета является соотнесенность звуков с образом. Так, например, звук ма- ма- ма, будет соотнесен с образом мамы.

В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития, по наблюдениям М. М. Кольцовой, слова не разграничиваются друг от друга, реакция ребенка происходит на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Основные особенности и процедурные составляющие метода наблюдения
Метод наблюдения – базовый и старейший метод исследования в психологии. По Мещерякову Б.Г., наблюдение – «преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования». Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получен ...

Комплексный подход по преодолению дизартрии
Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока: · Первый блок – медицинский; · Второй блок – психолого-педагогический; · Третий блок – логопедическая работа. Первый блок определяет врач-невропатолог. Он назначает медикаментозное лечение, лечебную физкультуру, массаж, физиотер ...

Характеристика специфики развития внимания у старших дошкольников
Данная проблема рассматривается В.Я. Романовым и Ю.Б. Дормашевым. Основная трудность, возникающая на пути научного исследования внимания, состоит в чрезвычайном разнообразии его проявлений и, как следствие, неоднозначности приписываемых ему функций. К субъективным явлениям внимания традиционно отно ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru