"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Образование и воспитание » "Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Страница 4

В селе Петрилове Костромской области выявили массу недостатков. Директор детского дома В.В. Ванчиков, как отмечалось по итогам проверки, « .имеет высшее образование, но руководит плохо, заботы о детях не проявляет, перед облоно ни разу не поставил вопрос о бедственном положении детского дома. Обращает на себя внимание то, что т. Ванчиков за время своего заведования, с августа по январь, купил себе и жене золотые часы, шубу на лисьем меху, аккордеон. Зато в спальных комнатах детского дома клопы, на кухне обилие тараканов. Меры к их уничтожению не применяются, все полотенца грязные. У детей чесотка, трое больны туберкулезом. Помещение для кухни не приспособлено и мало по площади. На стенах висит верхняя одежда поваров и рабочих. Идейно-политическое воспитание обслуживающего персонала поставлено плохо. Сам директор уже 4-й месяц изучает первую главу «Краткого курса истории ВКП(б)». В свою очередь воспитатели, в процессе учебно-воспитательной работы, могли на всю неделю запланировать только «чтение книг» и всё. А в плане работы по организации детей ставят целью -« .готовить детский коллектив для защиты своих интересов от директора».1 По итогам проверки, были сделаны следующие выводы: один из самых существенных недостатков работы детских домов и школ, где обучались воспитанники детских домов - это неудовлетворительное состояние учебно-воспитательной работы. Чаще всего это объяснялось слабым руководством и контролем со стороны облоно и районных отделений народного образования, а также непродуманным подбором руководящих кадров детских домов и наличием большого количества воспитателей без соответствующего образования.

С апреля по май 1947 г. в Костромской области из 78 директоров детских домов было сменено 14, из которых 10 - за профессиональную непригодность, за бытовое разложение и хищения. Два директора, совершивших хищение ценностей, скрылись, а три директора - отданы под суд.2 Качество подготовки администрации детских домов было не всегда удовлетворительным. По не уточненным данным Костромского Облоно из 78 директоров с высшим образованием было всего 6 человек, а из 53 завучей - только четверо были с высшим образованием. У воспитателей высшее педагогическое образование из 477 человек имел лишь 21 человек, тогда как треть воспитателей работало с незаконченным средним образованием.

С начала 1950-х гг. ситуация как в Костромской, так и в Ярославской областях начинает постепенно выправляться в лучшую сторону. Количественно персонал детских домов возрастает, а качественно - улучшается. Это можно увидеть в ежегодных отчетах отделов народного образования всех уровней.2 Этому способствовало появление специальных отделений в педагогических училищах, как в Костромской, так и в Ярославской областях.

Другим решением этой проблемы стало патронирование детей-сирот. Часто, благодаря учителям, они находили приемные семьи. Например, в Пыщугском районе Костромской области в 1946 г. руководители школ должны были проводить переучет всех детей, оставшихся без родителей. Особо нуждающиеся дети были зачислены на патронаж. Они ежемесячно получали через РОНО по 50 руб. и обеспечивались сельсоветами по 400 г. хлеба. На учет было поставлено 25 детей. С 1 февраля 1947 года на патронирование было взято уже 35 детей-сирот.

Еще одной формой внешкольной работы педагогов являлась идейно-политическая и агитационная работа учителей с взрослым населением. Преподаватели, закреплённые за конкретным населённым пунктом, бригадой, фермой информировали людей о ходе восстановительных работ, распространяли облигации государственного займа3 и т.п. Конечно же, что самое важное, они формировали культуру не только детей, но и взрослых, особенно на селе. Исходные позиции для такой работы в это время были неоднозначны. С одной стороны -моральный фактор победы, способствовал росту национальной гордости, появлению пафосных произведений, что создавало впечатление благополучия. С другой - серьезные материальные вопросы, отсутствие электричества, радио и др. Но, несмотря на это, многие проблемы решались именно учительством, которое было связующим звеном между взрослыми и детьми. МИ. Калинин, которого называли «всесоюзным старостой», писал, что: «советский учитель должен нести свои знания в народные массы, повседневно участвовать в общественной жизни и тем самым помогать большевистской партии в коммунистическом воспитании нашего народа». Многие сельские учителя не просто агитировали среди детей и взрослых, а на практике включались в общеколхозную деятельность, вместе с учениками летом, в каникулы работали в колхозах, помогая им выполнять план. В Костромской области организовывалась работа не только осенью, но и в летний период. Проявили себя в такой форме деятельности учителя и ученики и Ярославской области.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Применение принципа сознательности и активности
Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только зн ...

Принцип связи теории с практикой
Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиес ...

Общие сведения о технологии модульного обучения
В последнее десятилетие одной из самых распространённых мировых тенденций в образовании стала реализация как личностно ориентированных, так и информационных технологий. К личностно-ориентированным технологиям, то есть тем технологиям, которые используются в условиях обычного класса любого типа школ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru