"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Образование и воспитание » "Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Страница 4

В селе Петрилове Костромской области выявили массу недостатков. Директор детского дома В.В. Ванчиков, как отмечалось по итогам проверки, « .имеет высшее образование, но руководит плохо, заботы о детях не проявляет, перед облоно ни разу не поставил вопрос о бедственном положении детского дома. Обращает на себя внимание то, что т. Ванчиков за время своего заведования, с августа по январь, купил себе и жене золотые часы, шубу на лисьем меху, аккордеон. Зато в спальных комнатах детского дома клопы, на кухне обилие тараканов. Меры к их уничтожению не применяются, все полотенца грязные. У детей чесотка, трое больны туберкулезом. Помещение для кухни не приспособлено и мало по площади. На стенах висит верхняя одежда поваров и рабочих. Идейно-политическое воспитание обслуживающего персонала поставлено плохо. Сам директор уже 4-й месяц изучает первую главу «Краткого курса истории ВКП(б)». В свою очередь воспитатели, в процессе учебно-воспитательной работы, могли на всю неделю запланировать только «чтение книг» и всё. А в плане работы по организации детей ставят целью -« .готовить детский коллектив для защиты своих интересов от директора».1 По итогам проверки, были сделаны следующие выводы: один из самых существенных недостатков работы детских домов и школ, где обучались воспитанники детских домов - это неудовлетворительное состояние учебно-воспитательной работы. Чаще всего это объяснялось слабым руководством и контролем со стороны облоно и районных отделений народного образования, а также непродуманным подбором руководящих кадров детских домов и наличием большого количества воспитателей без соответствующего образования.

С апреля по май 1947 г. в Костромской области из 78 директоров детских домов было сменено 14, из которых 10 - за профессиональную непригодность, за бытовое разложение и хищения. Два директора, совершивших хищение ценностей, скрылись, а три директора - отданы под суд.2 Качество подготовки администрации детских домов было не всегда удовлетворительным. По не уточненным данным Костромского Облоно из 78 директоров с высшим образованием было всего 6 человек, а из 53 завучей - только четверо были с высшим образованием. У воспитателей высшее педагогическое образование из 477 человек имел лишь 21 человек, тогда как треть воспитателей работало с незаконченным средним образованием.

С начала 1950-х гг. ситуация как в Костромской, так и в Ярославской областях начинает постепенно выправляться в лучшую сторону. Количественно персонал детских домов возрастает, а качественно - улучшается. Это можно увидеть в ежегодных отчетах отделов народного образования всех уровней.2 Этому способствовало появление специальных отделений в педагогических училищах, как в Костромской, так и в Ярославской областях.

Другим решением этой проблемы стало патронирование детей-сирот. Часто, благодаря учителям, они находили приемные семьи. Например, в Пыщугском районе Костромской области в 1946 г. руководители школ должны были проводить переучет всех детей, оставшихся без родителей. Особо нуждающиеся дети были зачислены на патронаж. Они ежемесячно получали через РОНО по 50 руб. и обеспечивались сельсоветами по 400 г. хлеба. На учет было поставлено 25 детей. С 1 февраля 1947 года на патронирование было взято уже 35 детей-сирот.

Еще одной формой внешкольной работы педагогов являлась идейно-политическая и агитационная работа учителей с взрослым населением. Преподаватели, закреплённые за конкретным населённым пунктом, бригадой, фермой информировали людей о ходе восстановительных работ, распространяли облигации государственного займа3 и т.п. Конечно же, что самое важное, они формировали культуру не только детей, но и взрослых, особенно на селе. Исходные позиции для такой работы в это время были неоднозначны. С одной стороны -моральный фактор победы, способствовал росту национальной гордости, появлению пафосных произведений, что создавало впечатление благополучия. С другой - серьезные материальные вопросы, отсутствие электричества, радио и др. Но, несмотря на это, многие проблемы решались именно учительством, которое было связующим звеном между взрослыми и детьми. МИ. Калинин, которого называли «всесоюзным старостой», писал, что: «советский учитель должен нести свои знания в народные массы, повседневно участвовать в общественной жизни и тем самым помогать большевистской партии в коммунистическом воспитании нашего народа». Многие сельские учителя не просто агитировали среди детей и взрослых, а на практике включались в общеколхозную деятельность, вместе с учениками летом, в каникулы работали в колхозах, помогая им выполнять план. В Костромской области организовывалась работа не только осенью, но и в летний период. Проявили себя в такой форме деятельности учителя и ученики и Ярославской области.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Детский оздоровительный лагерь и его функции
Летние каникулы для школьников – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индив ...

Двигательный режим детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГТ
Анализ официальных документов, теоретических источников по данной теме показывает, что современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, пот ...

Педагогическое общение
С каждым днем накапливается все больше научных фактов, которые подтверждают важность учета "человеческого фактора" как того узла вопросов, который нельзя обойти, решая задачи повышения эффективности производства, развития науки, культуры. Две главные фигуры в школе - учитель и ученик. Их ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru