«Учебно-интеллектуальные основы овладения профессией» включает деловые игры и SWOT – методики («Стратегия выбора профессии», активизирующий опросник-шутка «Моды -2»(Автор Пряжников Н.С.);
«Основы социально-коммуникативной деятельности» включает экскурсии, посещение предпреятий.
Четвертый этап: Обобщение и заключение.
Подведение итогов исследования и оформление результатов исследования.
Подводя итоги третьей главы отметим, что в нашем исследовании мы определили уровень сформированности СПК у учащихся КТЭК первого и второго курса и провели сравнительный анализ полученных данных.
Критериями сформированности социально-профессиональной компетентности, в соответствии с выделенными Нагимовой Н. И. структурными компонентами, мы определили:
- для ценностно-мотивационного компонента: содержание ценностных ориентаций, определяющих требования к себе, как субъекту межличностного взаимодействия и будущей профессиональной деятельности; осознание и понимание групповых ценностей; отношение к значимым аспектам коллективистских отношений в будущей профессиональной деятельности; сформированность у обучающихся осознанной мотивации к профессиональной деятельности;
- для познавательного компонента: знание приемов и правил общения и взаимодействия в группе и между собой; знание своих возможностей и способностей обеспечивающих эффективность общения и межличностного взаимодействия; сформированность системы общепрофессиональных, профессиональных и специальных представлений и знаний;
- для операционально-деятельностного компонента: сформированность приемов и способов общения; сформированность навыков межличностного взаимодействия; сформированность профессиональных приемов, способов, операций, действий; сформированность профессиональной самостоятельности.
Как было сказано выше для познавательного компонента СПК необходимо: знание приемов и правил общения и взаимодействия в группе и между собой; знание своих возможностей и способностей обеспечивающих эффективность общения и межличностного взаимодействия; сформированность системы общепрофессиональных, профессиональных и специальных представлений и знаний. Результаты исследования показывают, что большенство студентов КТЭК обладают данными качествами, но все же в большей степени компоненты СПК выражены у студентов третьего курса.
Так же проанализировав результаты эмпирического исследования можно говорить об эффективности деятельности, направленной на формирования СПК, в Курском Торгово-экономическом колледже.
Социально-профессиональная компетентность – это целостное новообразование личности будущего рабочего, определяющееся системой сформированных мотивов, ценностных ориентаций, личностных свойств, функциональных знаний, осознанных умений и навыков, обеспечивающих успешное решение задач социального взаимодействия, адаптации и самореализации в профессиональной деятельности. Функциональность знаний определяется целенаправленным формированием деятельностных характеристик компонентов компетентности в процессе обучения, а осознанность умений соотносится с умениями переноса обобщенных основ деятельности на профессиональную деятельность рабочего в конкретных социально-профессиональных ситуациях.
Структура социально-профессиональной компетентности включает в себя функциональные компоненты (социальный и профессиональный) и структурные компоненты (ценностно-мотивационный, познавательный и операционально-деятельностный). Функциональные компоненты СПК определяют ее интегральность, целостность и отражают содержание профессиональной деятельности и личностных отношений. Содержательные элементы структурных компонентов социально-профессиональной компетентности обеспечивают выполнение функций, отражающих мотивы учения и поведения, содержание ценностных ориентаций, систему функциональных знаний, осознанных умений и навыков по видам профессиональной деятельности и опыта по их применению.
Модель формирования социально-профессиональной компетентности будущего рабочего, включает цель, задачи, принципы, основные этапы, комплекс взаимосвязанных форм, методов, технологий обучения и результат. Формирование социально-профессиональной компетентности будущего рабочего осуществляется посредством межличностного взаимодействия его субъектов: преподавателей, мастеров производственного обучения и обучающихся; учебно-профессиональная деятельность рассматривается как ведущая, как важнейший вид социальной деятельности, в сфере которой проявляется социально-профессиональная компетентность.
Полезная информация:
Нравственное воспитание младших школьников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездух ...
Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
с ОНР
Цель формирующего этапа исследования: апробирование на практике комплекса мероприятий по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебно-воспитательного процесса. Задачи формирующего этапа исследования: 1) подготовить предметно-развивающую среду для проведени ...
Двигательная активность и умственное развитие человека
Проблема соотношений психического и физического, умственного и моторного развития человека на протяжении длительного периода ее изучения не получила однозначного решения. В одних случаях утверждалось благотворное влияние физической, двигательной активности на психическое развитие, в других оно даже ...