Графически данные таблицы 5 можно представить в виде рисунка 4.
Рисунок 4 – Распределение старших дошкольников нормы по уровням выполнения серии заданий № 2 (Контрольная группа)
Результаты, представленные в таблице 5 и рисунк 4 показывают, что из всех детей старшего дошкольного возраста нормы (контрольная группа) 10% имеют очень высокий уровень, 60% имеют высокий уровень сформированности основных характеристик (устойчивости и переключаемости) произвольного внимания (Лера З., Таня Б., Максим М., Маша Ч., Катя И., Лена П), 30% имеют средний (Арина В., Настя А., Тимофей К.), низкого уровня у детей нормы не выявлено.
Основываясь на результаты констатирующего эксперимента можно сделать выводы о развитии основных свойств внимания у детей, не имеющих речевых нарушений:
Объем внимания - 80% - высокий уровень развития (норма) и 20% - ниже нормы;
Устойчивость и переключаемость произвольного внимания - 10% - очень высокий уровень развития; 60% - высокий уровень и 30% - средний уровень развития, низкого уровня не наблюдается.
Сравнительные результаты, полученные в ходе диагностического обследования (тестирования) экспериментальной и контрольной группы отразим в виде таблицы 5.
Таблица 5 - Сравнение уровней развития произвольного внимания у детей с речевыми нарушениями и у детей с нормальным речевым развитием по результатам серии заданий № 1 и № 2 (в %)
Уровни |
Объем, % |
Устойчивость и переключаемость, % | ||
норма |
с реч. н |
норма |
с реч. н | |
Очень высокий |
10 |
0 | ||
Высокий |
80 |
50 |
60 |
30 |
Средний |
20 |
50 |
30 |
30 |
Ниже среднего |
0 |
0 | ||
Низкий |
0 |
40 | ||
Очень низкий |
0 |
0 |
Графически данные таблицы 6 можно представить в виде рисунка 5.
Рисунок 5 – Сравнение уровней развития произвольного внимания детей с экспериментальной и контрольной групп
На основании данных таблицы 6 и рисунка 5 можно видеть то, что среди детей, имеющих речевые нарушения, нет детей, показавших очень высокий уровень развития объема внимания, а у детей с нормальным речевым развитием 40% имеют очень высокий уровень развития объема внимания. Характерным уровнем развития объема внимания для детей с речевой патологией является высокий и средний, он составляет 50/50%. Уровень развития объема ниже нормы, не одинаков и у детей с речевой патологией, и у детей с нормальным речевым развитием. Он соответственно составляет 50% и 20%.
Процентное соотношение уровней развития основных характеристик (устойчивости и переключаемости) произвольного внимания, оказалось различным. 60% детей, не имеющих речевой патологии, показали результаты, соответствующие высокому уровню развития произвольного внимания и 10% очень высокому уровню. В то же время, значительно меньший процент детей с речевыми нарушениями показали такие результаты: 0% – очень высокий уровень, 30% - высокий уровень, 30% – средний уровень, 40% – низкий уровень. Дети допустили больше ошибок при выполнении заданий, которые проявились в основном в пропуске нужных элементов. Эти дети потратили больше времени на выполнение заданий.
Полезная информация:
Экологическое воспитание и культура
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с друго ...
Средства обучения в дистанционном образовании
В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций и прочих новых информационных технологий. Применительно к современному образованию корректнее использовать термин "программно-тех ...
Анализ состояния физического воспитания в школах юга Кыргызской Республики
Представлялось интересным изучение состояния физического воспитания в общеобразовательных школах юга Кыргызской Республики. Известно, что социологические исследования в педагогической науке дают богатейшую информацию позволяющую определить рациональное направление по улучшению обнаруженных недостат ...