Этимологическая работа со словом младших школьников

Образование и воспитание » Изучения лексики русского языка в начальной школе » Этимологическая работа со словом младших школьников

Страница 1

Важнейшим из аспектов развития речи учащихся является обогащение словарно­го запаса. Подробный анализ практикуе­мых в современной школе приемов сло­варной работы привел нас к выводу, что обогащению словаря учащихся способст­вует прежде всего опора на элементы эти­мологии.

Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение историчес­кого корня, к которому оно восходит, и та­ким образом более глубоко понять семан­тику данной лексической единицы и при­чины ее современного правописания. Вследствие этого в лингводидактике на­ряду с общепринятыми способами толко­вания значения слова выделяют этимоло­гический способ'.

Мы считаем возможным и необходи­мым систематическое обращение к этимо­логии в начальных классах на межпред­метном уровне прежде всего в тех случаях, когда слово трудно для детей не только в орфографическом, но и в семантическом плане. Это обусловлено особенностями психолингвистического развития младших школьников. По мысли Л.С. Выготского, этимологический анализ возвращает сло­вам первичное, образное значение. Обще­известно, что у младших школьников об­разное мышление преобладает над логиче­ским, поэтому применение этимологичес­кого анализа при работе со словом в на­чальных классах поможет детям открыть яркое, образное значение многих слов. Кроме того, использование элементов эти­мологии в начальных классах дает возмож­ность опираться на изначальную, стихий­ную способность ребенка к этимологизированию и направлять ее в научное русло.

Нами описана система словарной ра­боты на основе этимологического анализа в начальных классах, составлен краткий этимологический словарик для началь­ных классов.

Речь пойдет о таких видах работы, как творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли?», словарные диктанты с опорой на этимоло­гию, этимологические кроссворды.

Творческое списывание

Творческое списывание хорошо извест­но в методике русского языка. В нашем случае оно использовано с целью закре­пить в памяти учащихся значение изучае­мых слов. Творческое списывание приме­няется в процессе закрепления знаний, умений и навыков на разных уроках по та­ким школьным дисциплинам, как русский язык, математика, природоведение, изобра­зительное искусство, музыка, история. За­метим, что для работы используются слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых изучалось с опорой на этимологию. Приведем примеры.

Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.

I. Русский язык

1) Букву или часть слова, где возника­ет опасность ошибки, называют

2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют . .

3) . — это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.

4) . — это слова, противоположные по значению.

5) . — это слова, совпадающие или близкие по значению.

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: орфо­грамма, этимология, омонимы, антони­мы, синонимы.

II. Математика

1) Размер, объём, протяжённость предмета называется

2) . — равносторонний прямоуголь­ник.

3) . — это единица длины, сотая часть метра.

4) Основная единица массы, равная тысяче граммов, —

5) Мера длины, равная тысяче мет­ров — . .

6) Инструмент для вычерчивания ок­ружностей называется

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: величи­на, квадрат, сантиметр, килограмм, ки­лометр, циркуль.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Отличие труда взрослых и детей
Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей. Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда реб ...

Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его развития
Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают «целенаправ­ленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)». Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на занятиях. В условиях повседнев­ной жизни, в процессе игр, труда, по м ...

Диагностика уровня сформированности полового поведения подростков
Экспериментальное исследование, проходило в условиях МБОУ СОШ с. Арбашево. В эксперименте приняли учащиеся 9 классов в возрасте 15 – 16 лет. Для получения информации относительно знаний учащихся в области половых отношений, были использованы следующие методики: Опросник «Половые отношения» Данный о ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru