Этимологическая работа со словом младших школьников

Образование и воспитание » Изучения лексики русского языка в начальной школе » Этимологическая работа со словом младших школьников

Страница 1

Важнейшим из аспектов развития речи учащихся является обогащение словарно­го запаса. Подробный анализ практикуе­мых в современной школе приемов сло­варной работы привел нас к выводу, что обогащению словаря учащихся способст­вует прежде всего опора на элементы эти­мологии.

Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение историчес­кого корня, к которому оно восходит, и та­ким образом более глубоко понять семан­тику данной лексической единицы и при­чины ее современного правописания. Вследствие этого в лингводидактике на­ряду с общепринятыми способами толко­вания значения слова выделяют этимоло­гический способ'.

Мы считаем возможным и необходи­мым систематическое обращение к этимо­логии в начальных классах на межпред­метном уровне прежде всего в тех случаях, когда слово трудно для детей не только в орфографическом, но и в семантическом плане. Это обусловлено особенностями психолингвистического развития младших школьников. По мысли Л.С. Выготского, этимологический анализ возвращает сло­вам первичное, образное значение. Обще­известно, что у младших школьников об­разное мышление преобладает над логиче­ским, поэтому применение этимологичес­кого анализа при работе со словом в на­чальных классах поможет детям открыть яркое, образное значение многих слов. Кроме того, использование элементов эти­мологии в начальных классах дает возмож­ность опираться на изначальную, стихий­ную способность ребенка к этимологизированию и направлять ее в научное русло.

Нами описана система словарной ра­боты на основе этимологического анализа в начальных классах, составлен краткий этимологический словарик для началь­ных классов.

Речь пойдет о таких видах работы, как творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли?», словарные диктанты с опорой на этимоло­гию, этимологические кроссворды.

Творческое списывание

Творческое списывание хорошо извест­но в методике русского языка. В нашем случае оно использовано с целью закре­пить в памяти учащихся значение изучае­мых слов. Творческое списывание приме­няется в процессе закрепления знаний, умений и навыков на разных уроках по та­ким школьным дисциплинам, как русский язык, математика, природоведение, изобра­зительное искусство, музыка, история. За­метим, что для работы используются слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых изучалось с опорой на этимологию. Приведем примеры.

Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.

I. Русский язык

1) Букву или часть слова, где возника­ет опасность ошибки, называют

2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют . .

3) . — это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.

4) . — это слова, противоположные по значению.

5) . — это слова, совпадающие или близкие по значению.

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: орфо­грамма, этимология, омонимы, антони­мы, синонимы.

II. Математика

1) Размер, объём, протяжённость предмета называется

2) . — равносторонний прямоуголь­ник.

3) . — это единица длины, сотая часть метра.

4) Основная единица массы, равная тысяче граммов, —

5) Мера длины, равная тысяче мет­ров — . .

6) Инструмент для вычерчивания ок­ружностей называется

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: величи­на, квадрат, сантиметр, килограмм, ки­лометр, циркуль.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Что ставит под угрозу валидность результатов наблюдения
Требуя научных методов наблюдения, мы пытаемся уменьшить ту опасность, которой постоянно подвергаются наивное наблюдение и восприятие. Некоторые тенденции, ведущие к фальсификации результатов наблюдения, должны быть здесь названы. Восприятие никогда не является процессом, в ходе которого мы нейтрал ...

Принцип доступности
Процесс обучения необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. Однако доступность не значит «легкость», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Доступность обучения прежде всего определяется возрастны ...

Методика обследования произношения звуков
При обследовании звукопроизношения применяются задания, состоящие из произношения звука в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны б ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru