Этимологическая работа со словом младших школьников

Образование и воспитание » Изучения лексики русского языка в начальной школе » Этимологическая работа со словом младших школьников

Страница 2

Ш. Природоведение (естествознание)

1) . —это коллекция засушенных рас­тении.

2) Видимая граница неба и земной или водной поверхности называется 3) Чтобы точно определить стороны света, нужно воспользоваться

4) Солнце всходит на . и заходит на

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: герба­рий, горизонт, компас, запад, восток.

IV. Изобразительное искусство

1) . — прозрачные краски, разводи­мые на воде, и картины, написанные та­кими красками.

2) Общий вид какой-то местности или рисунок, картина, изображающая ви­ды природы, описание природы в литера­турном произведении — это

3) . — это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре.

4) . — это картина с изображением крупным планом предметов: цветов, пло­дов, битой дичи. рыбы. утвари.

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: аква­рель, пейзаж, портрет, натюрморт.

V. Музыка

1) . — благозвучная последователь­ность звуков, образующая музыкальное единство, напев.

2) Большое музыкальное произведение для оркестра называется

3) . — это театральное представле­ние, танцы и пантомима, сопровождае­мые музыкой.

4) . — музыкально-драматическое произведение (или представление такого произведения на сцене), в котором дейст­вующие лица поют в сопровождении ор­кестра.

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова; мелодия, симфония, балет, опера.

VI. История

1) . называют человека, совершаю­щего подвиги, необычного по своей храб­рости, доблести, самоотверженности.

2) Главный город государства называ­ют . .

3) Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец называ­ют . 4) . — это собрание горожан для ре­шения общественных дел на Руси в Х-ХУ веках.

5) . называют приём пищи, еду в мо­настыре.

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: герой, столица, кольчуга, вече, трапеза.

Письменные ответы на вопросы

Этот вид работы также хорошо извес­тен в методике русского языка. Он ис­пользуется в данном случае для закрепле­ния в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию. При­ведем примеры таких вопросов. Они од­нотипны и начинаются одной фразой: как называется .

. тетрадь из плотных листов в пере­плете для рисунков, коллекций, фотогра­фий? (Альбом.)

. форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование.)

. комплексное спортивное сооруже­ние с трибунами для зрителей и со специ­ально оборудованными площадками для тренировок, состязаний? (Стадион.)

соревнование спортивных ко­манд — бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь, передает другому условленный предмет? (Эстафета.)

. стационарное учреждение для лече­ния, профилактики заболеваний и отды­ха? (Санаторий.)

. краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления? (Антракт.)

Игра «Верно ли?»

Игра «Верно ли?» помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в па­мяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Приведем не­сколько вопросов для этой игры.

Верно ли, что .

. слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?

(Неверно. Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значе­нии «полотно». Слово портфель восхо­дит к французскому портер, что значит «носить».)

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Назначение и особенности строевых упражнений
Строение упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности. Особое значение строевых упражнений состоит в фор ...

Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн. Получае ...

Задачи воспитания звуковой культуры речи
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей. Можно выделить сле ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru