Этимологическая работа со словом младших школьников

Образование и воспитание » Изучения лексики русского языка в начальной школе » Этимологическая работа со словом младших школьников

Страница 3

. слова ветеран и ветчина восходят к одному историческому корню?

(Верно. Слова ветеран и ветчина вос­ходят к латинскому ветус, что значит «старый».)

. слово газета образовано от слова газ?

(Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит «сорока» — изображение птицы на мелкой монете, ко­торую отдавали за лист бумаги с напеча­танной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении «первичное, бесформенное состояние мира».)

. слово мелодия можно проверить словом милый?

(Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: ме­ло — «песня» и оде — «песня». Слово милый восходит к латинскому милис — «нежный, спокойный».)

. слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око?

(Верно. Слова окулист и око восходят к латинскому окулюс в значении «глаз».)

. слово автограф — называют авто­мобиль, в котором ездят графы?

(Неверно. В слове автограф часть граф — не родственна слову граф в значе­нии «дворянский титул или лицо, имею­щее этот титул», она образована от грече­ского элемента графе — в значении «пи­шу». Часть авто- в обоих словах образо­вана от греческого авто в значении «сам». Слово автограф имеет значение «собст­венноручная, обычно памятная надпись или подпись».)

. слова плотник и плот исторически родственные?

(Верно. В древности словом плот на­зывали соединенные друг с другом бре­венчатые стены домов. Такие плоты дела­ли плотники.)

Описанные виды работы способство­вали закреплению полученных школьни­ками знаний об этимологии слов, умения членить слова на морфемы как в совре­менном, так и в историческом плане, на­выка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из его происхождения).

Словарные диктанты с опорой на этимологический анализ

Разработанные нами словарные дик­танты с опорой на этимологию позволяют активно обогащать словарный запас уча­щихся. В такие диктанты включаются только те слова, с этимологией которых дети уже познакомились.

Этимологические кроссворды

Кроссворды эффективно используют­ся для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы с опорой на этимологию. Мы предлагаем два вида кроссвордов, которые различаются сте­пенью сложности задания: 1) угадать слово по этимологической справке к не­му; 2) угадать слово по началу этимоло­гической справки к нему.

I. Угадайте слово по этимологической справке к нему.

В формулировку заданий к кроссвордам первого типа, кроме сведений об этимоло­гии слова, мы включали толкование его зна­чения. Таким путем лучше достигалась ко­нечная цель — усвоение и запоминание школьниками лексического значения слов, обогащение их словарного запаса. Приве­дем пример кроссворда данного типа.

Кроссворд «Техника» По горизонтали;

1) Слово имеет в своём составе греч. элемент «свет» и обозначает ап­парат для фотографирования.

2) Слово восходит к лат. «ве­тер» и обозначает прибор, предназначен­ный для проветривания помещений.

3) Слово восходит к греч. — «вдаль, далеко» и обозначает аппарат для разговора людей на расстоянии.

По вертикали:

Контрольное слово восходит к лат. «вычислять» и обозначает информационно-вычислительную ма­шину.

3.

 
 
 
 
Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Классификация дидактических игр
Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала. Дида ...

Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения: дошкольный - формирование первоначальных трудовых навыков и умений; начальная школа (пропедевтический) - возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игрово ...

Способы и методы формирования выразительности речи
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что занятия с элементами театрализованных игр, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют ег ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru