Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании

Страница 1

Понятие «воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке и содержит большой диапазон определений, с различных позиций отражающих его сущность.

По мнению П.П.Блонского, воспитание есть развитие, имеющее как процесс исходную точку и цель. Цель воспитания заключается в развитии мысли ребенка, исходная же точка - его наличное сознание.

Следуя точке зрения А.С.Макаренко, воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.

Традиционным является выделение в понятии «воспитание» широкого и более узкого контекста. Так, например, воспитание в узком конкретном смысле слова рассматривается как планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его подготовки к общественной жизни и труду.

Воспитание, в широком значении, трактуется как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в семье, в религиозных и воспитательных организациях, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей, содержания и средств семейного, религиозного, социального и коррекционных видов воспитания.

В современной педагогической науке используется целый ряд устоявшихся трактовок:

воспитание как целенаправленное управление развитием личности;

воспитание как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей;

воспитание как обеспечение наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности;

воспитание как процесс достижения ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор;

воспитание как процесс выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний;

воспитание как целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу развития личности, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека. Воспитание – это организованная педагогом (или взрослым, осознающим цель) жизнь ребенка на уровне культуры.

Как видим, понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание фактически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Анализ результатов эмпирического исследования по выяснению знаний и отношения подростков к наркомании
Сложная ситуация с незаконным оборотом наркотиков в стране в последние годы определяет актуальность вопросов профилактики потребления наркотиков, лечения и реабилитации больных наркоманиями. Существующая система наркологической помощи в Республике Беларусь ориентирована, прежде всего, на лечение и ...

Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района
«Правильно поставленная работа позволяет обеспечить связь между предметами, дать возможность учащимся применить свои знания на практике, воспитывать положительные и устранять отрицательные черты характера, дать азы экологической грамотности. Кроме того, как все формы работы с молодежью, экспедицион ...

Общая характеристика и особенности современного урока
Чтобы полностью охарактеризовать современный урок, выделить его основные закономерности поставим перед собой три вопроса и попытаемся ответить на них. Вопрос первый. Что является общей функцией урока? Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – деятельность, обязанность, работа; внешнее ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru