Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании

Страница 1

Понятие «воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке и содержит большой диапазон определений, с различных позиций отражающих его сущность.

По мнению П.П.Блонского, воспитание есть развитие, имеющее как процесс исходную точку и цель. Цель воспитания заключается в развитии мысли ребенка, исходная же точка - его наличное сознание.

Следуя точке зрения А.С.Макаренко, воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.

Традиционным является выделение в понятии «воспитание» широкого и более узкого контекста. Так, например, воспитание в узком конкретном смысле слова рассматривается как планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его подготовки к общественной жизни и труду.

Воспитание, в широком значении, трактуется как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в семье, в религиозных и воспитательных организациях, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей, содержания и средств семейного, религиозного, социального и коррекционных видов воспитания.

В современной педагогической науке используется целый ряд устоявшихся трактовок:

воспитание как целенаправленное управление развитием личности;

воспитание как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей;

воспитание как обеспечение наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности;

воспитание как процесс достижения ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор;

воспитание как процесс выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний;

воспитание как целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу развития личности, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека. Воспитание – это организованная педагогом (или взрослым, осознающим цель) жизнь ребенка на уровне культуры.

Как видим, понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание фактически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Развитие грамматического строя речи в норме у дошкольников
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не поним ...

Проблема изучения и развития памяти в трудах педагогов и психологов
Данная проблема интересовала множество отечественных и зарубежных ученых с древних времён и до настоящего времени. Вопросами изучения и развития памяти занимались Г. Эббингауз, П. Жане, К. Леви, Т. Рибо, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и другие. Трудно сказать точно, где и когда появились первые цело ...

Проблемы современного образования
Важным фактором в современном мире является все большее осознание физической культуры, как части общей культуры личности и общества. Однако наряду с феноменом физической культуры возникает и развивается, приобретая самостоятельный статус, феномен спорта. Это достаточно разноликое и полифункциональн ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru