- по методам: в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;
- по срокам: ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;
- по уровню взаимоотношений детей и педагогов: взаимоотношения сотрудничества, сотворчества, ребенок субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;
- по характеру: в дополнительном образовании воспитание деятельностное.
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что в дополнительном образовании более приемлема позиция отношения к воспитанию не как « к целенаправленному процессу развития личности» (Х.Й. Лейметс), а как к процессу формирования установок, мотивационной культуры личности. Воспитание в дополнительном образовании является процессом формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира.
Образование в рамках учреждения дополнительного образования рассматривается учеными как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями.
В Концепции развития системы дополнительного образования детей содержание воспитания определено как содержание дополнительного образования, которое вырастает из интеграции идей науки, практики и искусства и раскрывается в содержании задач (познавательные, практические, развивающие), возникающих в разнообразной внеучебной деятельности (техническое творчество, туристско-краеведческая работа, спорт, сельскохозяйственное опытничество и природоохранительная работа, художественная и учебно-исследовательская деятельность и др.).
Содержание воспитания определяется целью воспитания. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации целями воспитания порастающего поколения современного российского общества определены:
воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование самообразования, самореализации личности;
непрерывность образования в течение все жизни.
Для определения сущности и содержания воспитания в учреждении дополнительного образования имеет смысл обращение к Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2001-2005 гг:
Ценностные приоритеты существенно определяют направленность обучения, образования и воспитания в системе дополнительного образования детей, которая призвана не только транслировать культурные ценности, но и создавать условия для саморазвития ребенка и педагога.
Ведущими ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей являются:
демократизация учебно-воспитательного процесса;
воспитание культуры здорового образа жизни;
саморазвитие личности;
создание условий для педагогического творчества;
открытость системы;
создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения;
системное развитие на основе информационных технологий;
поддержка и развитие детского творчества.
Реализуясь в условиях досуговой деятельности, дополнительное образование связано со свободным выбором его направлений и форм, с отсутствием жестких санкций и норм, что делает этот вид деятельности привлекательным для любого человека и, тем более, для ребенка.
Полезная информация:
Методика исследования фонематической системы у дошкольников с общим
недоразвитием речи
Обследование звуковой стороны речи является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности и имеет два аспекта: артикуляционный – предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи; фонологический – выяснить, к ...
Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи
Испокон веков подавляющая часть человечества, уделом которой был тяжёлый, изнуряющий труд, жила мечтами об отдыхе, отождествляя его с праздностью. В наши дни о свободном, то есть свободном от обязательной деятельности, времени говорят все. О нём пишут в газетах и журналах, ведут передачи по радио и ...
Исследование корреляционной зависимости между показателями физическим
развитиием и двигательной подготовленностью девушек 10-11 классов
Знание величины связи между показателями в тестах двигательной подготовленности и физического развития представляет значительный интерес для практики физического воспитания. Был проведен расчет ранговой корреляции между показателями физического развития и двигательной подготовленности школьниц 10-1 ...