Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании

Страница 4

- по методам: в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;

- по срокам: ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;

- по уровню взаимоотношений детей и педагогов: взаимоотношения сотрудничества, сотворчества, ребенок субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;

- по характеру: в дополнительном образовании воспитание деятельностное.

В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что в дополнительном образовании более приемлема позиция отношения к воспитанию не как « к целенаправленному процессу развития личности» (Х.Й. Лейметс), а как к процессу формирования установок, мотивационной культуры личности. Воспитание в дополнительном образовании является процессом формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира.

Образование в рамках учреждения дополнительного образования рассматривается учеными как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями.

В Концепции развития системы дополнительного образования детей содержание воспитания определено как содержание дополнительного образования, которое вырастает из интеграции идей науки, практики и искусства и раскрывается в содержании задач (познавательные, практические, развивающие), возникающих в разнообразной внеучебной деятельности (техническое творчество, туристско-краеведческая работа, спорт, сельскохозяйственное опытничество и природоохранительная работа, художественная и учебно-исследовательская деятельность и др.).

Содержание воспитания определяется целью воспитания. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации целями воспитания порастающего поколения современного российского общества определены:

воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование самообразования, самореализации личности;

непрерывность образования в течение все жизни.

Для определения сущности и содержания воспитания в учреждении дополнительного образования имеет смысл обращение к Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2001-2005 гг:

Ценностные приоритеты существенно определяют направленность обучения, образования и воспитания в системе дополнительного образования детей, которая призвана не только транслировать культурные ценности, но и создавать условия для саморазвития ребенка и педагога.

Ведущими ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей являются:

демократизация учебно-воспитательного процесса;

воспитание культуры здорового образа жизни;

саморазвитие личности;

создание условий для педагогического творчества;

открытость системы;

создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения;

системное развитие на основе информационных технологий;

поддержка и развитие детского творчества.

Реализуясь в условиях досуговой деятельности, дополнительное образование связано со свободным выбором его направлений и форм, с отсутствием жестких санкций и норм, что делает этот вид деятельности привлекательным для любого человека и, тем более, для ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Кризисы детской одаренности
Многие авторы отмечают неравномерную динамику развития детской одаренности (2,5). Феномен "исчезновения", "затухания" одаренности давно интересует практиков - психологов и педагогов. Что же делать, чтобы детская одаренность не исчезала? А если она должна исчезнуть, то стоит ли т ...

Основные направления работы с детьми 4 – 5 лет по воспитанию физической культуры
Задачи обучения и воспитания. Учить детей выполнять инструкцию взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит. Учить детей выполнять движения и действия по подражанию, показу и речевой инструкции взрослого. Формировать у детей интерес к участию в подвижных играх. Обучать правилам некоторы ...

Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения
Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и общества (среды жизнедеятельности). Данная тема предусматривает рассмотрение ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru