Сущностная характеристика познавательного интереса

Страница 1

Среди различных психологических феноменов большое внимание уделяется интересам. По противоречивости суждений о природе и сущности интереса это понятие не уступает другим, рассматриваемым в качестве побудителей активности человека.

Во многих работах интерес определяется как потребность человека к познанию мира, реализуемая чаще всего в познавательной деятельности. А.Н. Леонтьев писал, что интерес это «познавательная специфическая направленность на предметы и явления действительности», приводящая к накоплению знаний об интересующем предмете. В то же время существует и другой подход к понятию интереса, связанный с отношением. В словаре по этике интерес определяется как целеустремленное отношение человека, общества в целом к какому-либо объекту его потребности. У С.Л. Рубинштейна: интерес – это «избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности». С этим определением соглашается и А.Г. Ковалев, делая небольшое дополнение: обязательным признаком интереса, как полагает он, может быть только устойчивое положительное отношение личности к объекту. Ряд психологов определяют интерес через внимание. Так, К.К. Платон пишет, что интерес – это окрашенное положительной эмоцией сосредоточение на определенном феномене. С.Л. Рубинштейн рассматривает интерес как сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов.

Анализ положения дел с пониманием сущности интереса, имеющего мотивационное значение, привел А.С. Ананьева к выводу о том, что интереса, как единого психологического явления, нет. Поэтому в его работах говорится о любопытстве как о кратковременном проявлении интереса к чему-либо или кому-либо. Автором выделяются: интерес – отношение, интерес – склонность, как устойчивые образования личности. (Например: интерес к искусству, науке, спорту и т.д.). Точку зрения А.С. Ананьева разделяет и Е.П. Ильин.

И все же, о каком бы виде интереса не шла речь, непременными являются два обстоятельства: наличие в нем потребности и положительное переживание этой потребности. И то и другое входит практически во все определения интереса, даваемые разными авторами. При этом имеется узкое и широкое понимание интереса. При узком подходе интерес связывается только с познавательной потребностью, и авторы в связи с этим признают только познавательный интерес. При широком подходе интерес связывается и с другими потребностями, теряя при этом свою специфику.

Остановимся подробнее на познавательном интересе – особом виде интереса к познанию, фигурирующем в процессе обучения. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик погружается в сферу образования.

Общеизвестно, что учить приятней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И наоборот, труднее обучать тех, кто не испытывает желания узнать «новое»; кто смотрит на учение, как на бремя, сопротивляясь каждому начинанию учителя.

У учащихся одного класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития (низкий, средний, высокий) и разный характер проявления в силу различного имеющегося у школьников опыта, особых путей индивидуального развития.

Чаще всего в педагогической литературе выделяют три уровня познавательного интереса. Низкий уровень познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. С ним связана также репродуктивная деятельность учащихся. Средним его уровнем является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне интерес уже находится на поверхности, еще не проникает настолько в знание, чтобы обнаружить закономерности.

Указанный уровень можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных началах, причем учащиеся становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении. Относительно вида деятельности ученика следует отметить его стремление к поисковой активности, часто связанной с ее прикладным характером. Высокий уровень характеризуется интересом ученика к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. Деятельность учащихся находится на уровне вскрытия существенных закономерностей и глубоким причинно-следственных связей.

Данные уровни познавательного интереса (репродуктивно - фактологический, описательно-поисковый и творческий) рисуют в общих чертах тенденции его развития. Однако в реальности путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более тонкими и сложными взаимными переходами, в которых одна стадия может вырасти из другой и одновременно сопутствовать ей.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Виды музыкальных игр и их использование в классах коррекции
Игра рассматривается педагогикой как одно из самых распространенных общепризнанных средств воспитания детей с ЗПР. Игра – один из путей подготовки ребенка к предстоящей разносторонней трудовой деятельности. В соответствии с решением отдельных задач в процессе воспитательной работы с детьми с ЗПР по ...

Методика ознакомления дошкольников с цифрами. Современные технологии развития числовых представлений дошкольников
Знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дети 3-4-летнего возраста легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки. Нет особой необходимости заучивать с детьми определенный объем символики наизусть в дошкольный период, но и искусственно отг ...

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: - государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; - имеющ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru